Чиновник на золотом унитазе
На прошлой неделе нас снова удивили. В Москве стартовал суд над группой сотрудников Минобороны о взятке в 368 миллионов рублей. В Подмосковье задержали за взятки начальника ГИБДД Ермакова и показали по ТВ его хоромы с золотой лепниной и позолоченными унитазами. И это только малая часть подобных сообщений.
Синдром Бальзаминова
Лично меня удивили не аляповатая золотая лепнина в хоромах и золотые унитазы в клозетах, свидетельствующие об убогости духовного состояния их собственника - удивил портрет полковника полиции в маршальском мундире, сделанный явно по заказу и вывешенный на самом видном месте. По-моему, здесь и кроется корень безудержного стяжательства и убожества его жизненный принципов. Вспомните замечательный фильм «Женитьба Бальзаминова», где главный герой, бедный обыватель (в замечательном исполнении артиста Георгия Вицина) всё время представляет себя генералом на белом коне, где ему все салютуют и прикалывают ордена на мундир. Чем нынешний полковник полиции Ермаков и иже с ним отличается от этого персонажа пьесы Александра Островского?
Тут есть очень серьёзная закономерность в поведении всех этих высокопоставленных чиновников, государственных служащих, не гнушающихся брать взятки, не стесняющиеся, а кичащиеся своим воровским богатством. Вспомним губернатора Сахалинской области Хорошавина. Ну, зачем, казалось бы, ему к показному богатству в виде личного дворца, парка дорогих автомобилей, коллекции элитных часов, нескольких квартир в Москве и кучи денег, хранящихся дома в разной валюте заказывать и приобретать пишущую ручку с бриллиантами за 36 миллионов рублей. Это, думаю, и есть синдром обывателя Михайлы Бальзаминова из пьесы гениального автора и поставленного по ней прекрасного фильма. После этого нельзя отделаться от мысли: какое же убожество в лице этих чиновников нами руководит.
Или вот возьмём типичную во всех подобных эпизодах коллекции элитных часов, стоящих огромных денег. Что это? Стремление хоть куда-то потратить свои несметные наворованные суммы денег или снова потешиться мыслью о своей исключительности в презираемом ими обществе, которому они как бы служат и, как правило, публично клеймят позором воров и взяточников в своей среде? Это касается и бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гейзера, которого суд обвинил даже в создании из членов своего правительства организованной преступной группировки (ОПГ), и бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых – и многих других высокопоставленных госслужащих.
В этих эпизодах есть и бомба замедленного действия. Наши руководители разных рангов, видя, что большие должности дают большие возможности к обогащению, начинают активно использовать для этого свои должности (отвечать за это приходится только единицам, уличённым в воровстве и взятках),
Конечно, у провинциальных чиновников и возможности поменьше, и деньги пожиже. Но суть-то одна – воровство, которое губительно отражается на жизни всех нас. Коррупция даже в такой интеллигентной среде, как бывший министр здравоохрания края Лазуткин и главврачи у нас в крае, приобрела черты эпидемии – кто считал, сколько в этой сфере возбуждено уголовных дел, а часть уже понесла наказание. Не отстают и наши руководители региональных и муниципальных администраций и т.д. Мы много о них рассказывали, писали, показывали по ТВ, поэтому повторяться не будем. Но очевидно, что эти и другие чиновники рассуждают примитивно: им там, наверху, можно, а нам нельзя? И ведь вот что особо настораживает: ни следственные органы, ни суды, ни прокурорские работники, сколько бы они не выявляли взяточников в чиновничьей среде – ничего радикально изменить не могут. Опыт Китая показывает, что даже крайняя жестокость наказания коррупционеров, включая публичные расстрелы на стадионах под телекамеры, тоже эффективных результатов не дают – коррупции не становится меньше.
Так что же делать? Смириться как с неизбежным злом и тихо возмущаться? Или всё же выход есть?
«Одна только гласность»
Не знаю, преувеличение это или нет, но ещё два века назад некоторые просветители видели главную силу в борьбе со злоупотреблениями чиновниками гласность. Например, декабрист Николай Басаргин, отбывавший каторгу, в том числе и в Чите, неистово боролся против злоупотреблений чиновников. В частности, он писал в своих воспоминаниях: «Когда же дождёмся мы, чтобы честный человек был ограждён от обмана и ухищрений бессовестных? По моему мнению, в этом случае никакие меры и распоряжения правительства не будут в состоянии изменить вековое гибельное направление наших гражданских властей, начиная от высших до последних инстанций. Одна только гласность может помочь в борьбе с этим злом. Действуя на общественное мнение, она одна может заставить лихоимца и бессовестного исполнителя закона трепетать перед своим трибуналом».
Сегодня недостатка в предании гласности случаев лихоимства со стороны разного рода чиновников нет. Но все или почти все они предаются огласки только после того, как правоохранительные органы возбудят дело или суды уже осудят взяточников. Но большие чиновники, в частности, губернаторы, хорошо понимают силу «народного трибунала». Вспомним сахалинского Хорошавина, который тратил из бюджета на местные СМИ более 600 миллионов рублей в год, а ответ они как бы не замечали ни его дворцов на фоне хижин простых людей, ни его сомнительных сделок с крупным бизнесом, ни прочих деяний. И сегодня мы видим, что некоторые губернаторы, хоть напрямую и не тратят деньги на региональные СМИ, но окружили себя немыслимым количеством разных пиаровских структур за счёт государственной казны, которые с усердием за хорошую зарплату создают некий «привлекательный имидж» своего патрона. По их примеру и многие ведомства создали свои пресс-службы, которые всё делают, чтобы оградить себя от СМИ, от негативных фактов, задобрить журналистов, а те не проявляют настойчивости и гражданской смелости.
Большая беда сегодняшних СМИ заключается в том, что только отдельные из них могут позволить себе независимое мнение, а все остальные готовы плясать под дудку администрации и самого губернатора. И это реальность очень многих регионов.
Так что же удивляться постоянным шокирующим фактам, когда какой-нибудь региональный начальник превращается в нувориша на глазах всего небогатого общества и кичится богатством вплоть до золотых унитазов?
Амурский тигр утащил человека в лес