Войти в почту

На рынке труда сложилась ситуация «идеального шторма»

На рынке труда сложилась ситуация «идеального шторма» — кризис, который будет усиливаться в ближайшие годы, считают в HeadHunter. По данным компании, весной 2021 года база активных вакансий на 61% превысила показатель докризисного первого квартала 2019 года. Дефицит линейного персонала становится все очевиднее, ситуацию усложняет и демографическая яма: за последние 10 лет количествоюлдей 20-24 лет снизилось с 12 млн до семи, пишет РБК.

Больше всего рынку труда не хватает курьеров: спрос на их услуги в мегаполисах после начала пандемии вырос в несколько раз и продолжает держаться на высоком уровне, говорит руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. Сервисы доставки и внутренних автоперевозок испытывают также и нехватку водителей. В апреле конкурс составлял 0,6 и 0,9 резюме на вакансию соответственно. Рынок труда считается сбалансированным при конкурсе 4–4,5 резюме на вакансию, уточняют в компании.

По данным HeadHunter, менее двух соискателей приходится на одну вакансию в сфере рабочего персонала (рост вакансий — плюс 14% в апреле к марту 2021-го), ИТ, туризма и HoReCa (плюс 18% в апреле к марту), в автомобильном бизнесе (плюс 8%), чуть более двух соискателей — в продажах (плюс 8%) и строительстве (плюс 13%).

По данным опроса SuperJob, нехватка кандидатов и нежелание вкладываться в обучение новичков привели к тому, что каждая третья компания в 2020 году приглашала вернуться на работу бывших сотрудников (в 2019-м о таких решениях сообщала только четверть компаний). В свою очередь, сотрудников вернуться на прежнее место работы чаще всего мотивировало повышение зарплаты.

Специалисты рекомендуют рекрутерам в условиях кадрового голода по примеру ИТ-сферы отказаться от возрастных и гендерных стереотипов. Частично рынок труда уже стал более цивилизованным: за 2020 год оценка работодателями влияния внешних данных на карьеру упала с 4,8 до 3,8 балла из 10. Частично причиной этих изменений стала массовая удаленная работа, считают исследователи.

По данным «Делойт», большинство крупных работодателей пришли к совмещению удаленной работы и работы в офисе, такие проекты затрагивают в среднем около 70% офисного персонала компаний. «Суммарная доля дистанционно занятых оценивается в 30% от общего количества работающих, хотя в 2019 году их было 13–15%», — говорит основатель компании ProPersonnel Татьяна Долякова.

Пандемия спровоцировала принятие норм, регулирующих дистанционный формат трудовых отношений, — 1 января 2021 года вступил в силу ФЗ-407. Снижение зарплаты в случае перехода на удаленку новым законом запрещено, но при условии сохранения количества рабочих часов.

Удаленная работа диктует новые требования к мотивации персонала. Люди, работающие из дома, оторваны от всех форм привычного корпоративного взаимодействия — от походов с коллегами на обед до незапланированных мозговых штурмов, говорит руководитель практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Елена Лазько. Это зачастую лишает удаленных сотрудников чувства принадлежности команде или ощущения важности своего труда. В этих условиях растет значимость корпоративных онлайн-мероприятий, в том числе неформальных, а также внутренних коммуникаций — дайджестов развития компании, сводок новостей, корпоративных рассылок и СМИ, говорит Татьяна Долякова.

По словам старшего менеджера группы по управлению персоналом и организационными изменениями «Делойт, СНГ» Юлии Шилиной, работодатели теперь должны учитывать не только опыт сотрудника, но и другие факторы, влияющие на его эффективность, — например, жилищные условия, наличие детей. «Именно поэтому на первый план выходит тема Well-being, в том числе ментального здоровья», — говорит эксперт. По ее словам, многие компании за период пандемии пересмотрели ДМС, включив в программу консультации с психологом.

В условиях «новой нормальности» меняются подходы к организации рабочей среды, говорит директор департамента управления персоналом «Сименс» в России Екатерина Янова: офисное пространство теперь все чаще место не для работы, а для встреч, и на первый план выходит задача оборудования пространств для командной работы.

Фото Unsplash