Как жили немецкие военнопленные в Советском Союзе
В мае 1950 года из СССР на родину были возвращены немецкие военнопленные — около двух миллионов человек. При этом, еще примерно 356 тысяч человек умерли в заключении.
Подробнее о жизни немецких военнопленных в комментарии для «Слово и Дело» рассказал историк Евгений Гурьев.
Советские и немецкие лагеря для военнопленных
По словам историка, принципиально важна разница между СССР и фашистской Германией: в немецких концентрационных лагерях и лагерях для военнопленных советские граждане целенаправленно уничтожались режимом, нормами выработки, нормами снабжения. Помимо этого, они не получали никакой оплаты за свой труд.
«Фактически, это был абсолютно рабский труд, направленный на физическое убийство человека через истощение. Помимо этого, люди гибли от дисциплинарных мер и медицинских экспериментов. Проводили их и на советских военнопленных, в силу расовой теории Гитлера, гласящей, что славяне – это "недочеловеки", и с ними можно делать все что угодно», — подчеркнул историк.
В советских лагерях для военнопленных заключенные именно содержались. Естественно, они использовались в тяжелых работах, что естественно для заключенных любой страны. Нормы выработки принципиально не отличались от тех, что были у советских заключенных в системе ГУЛАГа — не важно, политических, уголовных. Все нормы были абсолютно одинаковы.
Более того, все заключенные, в том числе и немецкие военнопленные, получали зарплату. Их труд оплачивался достаточно высоко. Деньги сразу на руки не выдавались — только при освобождении. Тем не менее труд советских, немецких, японских и пленных из стран-союзников Гитлера, оплачивался.
«Не скажу, какая разница в оплате труда советского заключенного и немецкого военнопленного, но думаю, что не принципиальная. Поскольку это были тяжелые работы, зарплата была выше зарплаты среднестатистического советского инженера, это факт. Это касалось и немецких военнопленных», — отметил Евгений Гурьев.
Условия содержания немцев
Евгений Гурьев подчеркивает, что условия содержания немецких военнопленных в СССР, конечно, нельзя назвать шикарными. Это был лагерь с суровой дисциплиной.
Другое дело, за пленными следили и старались не допускать эпидемий. Задачи уничтожения немецких пленных не стояло. Естественно, были и попытки побега, и были убитые во время этих попыток. Были и солдаты, которые, уже находясь в лагере, были осуждены и казнены — например, за саботаж строительных работ.
«Было или не было — доказать сложно. Но по крайней мере, расстрел был по приговору. Конечно, были наказания за нарушение режима — все-таки, нельзя забывать, что это был лагерь для военнопленных. Естественно, у них забирали личные документы, личные вещи, награды, фотографии — все это хранилось у лагерного начальства. Однако надо признать, что когда немецких и прочих военнопленных отпускали, они были прилично одеты — не ходили в рванье, следили и за баней, и за медицинским обслуживанием. Да, многие погибали в плену. Но во многом это было вызвано ранениями, так как немцы нередко попадали в плен ранеными. Многие были истощены голодом, как после того же Сталинграда, или после Курляндского котла, где немецкие войска перед капитуляцией испытывали проблемы со снабжением. Плюс их этапировали к местам заключения пешком, так как транспорта на хватало — как, впрочем, и во многих странах», — отметил историк.
Как отпускали на волю
Всех военнопленных организованно отправляли эшелонами до границы с Германией. Первыми освободили пленных из стран-будущих членов Варшавского договора и стран народной демократии – венгров, румын, словаков, итальянцев.
Немцев и японцев освободили позже. Основную массу пленных освободили до 1950 года, в основном — простых солдат. Причем до 1955 года они рассматривались как военные преступники.
При погрузке в эшелоны пленных одевали в подобие военной формы, только без знаков различия, выдавали заработанные деньги, документы, справку об освобождении — они не были безымянными. Все фиксировалось в документах принимающей и передающей стороны, были официальные документы об амнистии, так как формально они были амнистированы и депортированы не как пленные, а как уголовные преступники.