ЦБ решил не ужесточать сценарии стресс-тестирования НПФ
Рынок встретил обновленные сценарии с относительным спокойствием. И даже тот факт, что в сценариях были пересмотрены изменения доходностей ОФЗ, ставок денежного рынка, спреда доходности корпоративных облигаций и др., не произвел особого впечатления на функционеров и экспертов индустрии.
В большинстве своем они сходятся во мнении, что внесенные в сценарии правки носят более или менее технический характер. Ведь и прежние стресс-тесты предусматривали ужесточение денежно-кредитной политики Банка России, предполагается оно и в нынешних. Так что качественных изменений, вынуждающих, например, пенсионные фонды оперативно снижать риски инвестиционных портфелей, не произошло. Отчего Лев Костенко, руководитель комитета Национальной ассоциации пенсионных фондов по рискам и Службы управления рисками АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления», назвал изменения умеренными. А среди ключевых нововведений он выделил смещение «стрессового» изменения рыночных индикаторов с третьего-четвертого кварталов на второй, а также корректировку прогноза по динамике ряда показателей, включая RUONIA и инфляцию, которые оказывают значительное влияние на стоимость облигаций, чьи купонные ставки привязаны к этим индикаторам.
Примечательно, что сценарии стресс-тестов всегда подразумевают возникновение экстремальной кризисной ситуации, хотя в реальности реализуются, как правило, более безобидные сюжеты. Поэтому управляющие инвестиционными портфелями НПФ работают с активами, исходя из собственных оценок макроэкономической ситуации и специальных индикаторов фондового рынка. Например, таких как текущая волатильность рынка, динамика фондовых индексов, рыночная премия за кредитное качество активов и др.
«Безусловно, сейчас среди управляющих пенсионными средствами преобладают консервативные настроения, учитывающие начавшийся цикл повышения процентных ставок в России и повышенную неопределенность на мировых финансовых рынках, – рассказывает Александр Баранов, директор департамента риск-менеджмента АО «Ай Кью Джи Управление активами». – И правильнее было бы сказать, что управляющие средствами НПФ сейчас ориентируются не столько на экстремальные сценарии, заложенные в обязательном стресс-тестировании НПФ, сколько на изменение макроэкономической и рыночной конъюнктуры».
С другой стороны, в экспертной среде также распространено мнение, что обновления сценариев стресс-тестов способны приводить снижению доходов НПФ. «Банк России манипулирует сценариями стресс-тестирования, исходя из собственных представлений о необходимости изменений в структуре инвестиционных портфелей, – утверждает заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики НИУ ВШЭ Евгений Якушев. – Как правило, действия ЦБ направлены на снижение риска, но одновременно это приводит и к снижению доходности НПФ».
В этой связи напомним, что Банк России ввел обязательное прохождение стресс-тестирования для фондов по пенсионным накоплениям с начала 2018 года, а с 2019-го процедура стала обязательной и для портфелей пенсионных резервов. Обязательные стресс-тесты портфелей пенсионных средств НПФ введены для оценки финансовой устойчивости фондов к негативным событиям на горизонте пяти лет. При этом сценарии стресс-тестов не отражают ожиданий Банка России относительно наиболее вероятного развития ситуации. В ходе стресс-тестов каждая позиция в инвестиционном портфеле НПФ должна быть протестирована на вероятность дефолта эмитента. Минимальное требование – выполнение обязательств в 75% расчетных случаев. НПФ проходят стресс-тестирование не реже раза в квартал, а при резкой смене состава портфеля – еще чаще.