Мечта современного Шуры Балаганова: «Были б 100 тыщ – жил бы в Сочи»
Чего хотят современные российские Шуры Балагановы, чтобы быть абсолютно счастливыми? Напомним, этот персонаж авантюрного романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» хотел 6400 рублей, считая, что с этой суммой ему будет на белом свете очень хорошо. Конечно, запросы теперь другие, и цены сильно выросли, но желание ничего не делать, а только получать осталось.
Согласно опросу, проведенному НПФ СберБанка «Сбер Управление Активами» и порталом «Рамблер», 19% россиян оставили бы работу и жили в свое удовольствие, если бы у них был доход, не зависящий от зарплаты. При этом для беззаботной жизни большинству респондентов нужно не менее 100 тысяч рублей в месяц. Свободное время они заполняли бы путешествиями (этого хотят 28% опрошенных), саморазвитием (20%), любимым хобби (18%). Четверть респондентов (26%) полностью посвятили бы себя семье и детям. К знаниям, спорту и самовыражению интерес у россиян несколько меньше: еще одно образование хотели бы получить 5% опрошенных, совершенствоваться в спорте — 2%, активно вести блог — 1%.
Естественно, цена вопроса у всех разная. Но принцип расчета единый: гипотетический базовый доход, благодаря которому можно оставить работу, должен быть существенно больше нынешней средней зарплаты, считают опрошенные.
Таким образом четверти россиян (25%) необходимо более 200 тыс. рублей в месяц, 13% согласились бы на 150—200 тыс. рублей, 16% удовлетворились бы доходом в 100—150 тыс. рублей. Каждый пятый россиянин (19%) готов жить в свое удовольствие на 70—100 тыс. рублей в месяц, 13% хватило бы 50—70 тыс. рублей. На меньшие суммы согласны немногие: 30—50 тыс. рублей в месяц удовлетворят 9% респондентов, 20—30 тыс. рублей — 5%.
В общем-то, прямо скажем, не велика цена беззаботной жизни в представлении наших сограждан. По нынешним ценам на жизнь, финансовые запросы россиян совершенно не заоблачные. Только вот маловероятно, что при таких, даже стабильных доходах удастся долго пожить в свое удовольствие, если бросить работу. Неудержимый рост цен и инфляция – не та, о которой рассказывают по телевидению, а реальная, скрытая, беспардонно толкающая вверх цены и коварно съедающая покупательную способность денег, - быстро испортят всю вашу малину, выдернут из состояния нирваны, вернут привычную озабоченность – где еще денег взять?
Поэтому гораздо прагматичное выглядит подход половины россиян, которые, даже получив не зависящий от зарплаты доход, просто снизили бы трудовые обороты и вели бы относительно свободный образ жизни: работали бы только по желанию, без жесткого графика, посещения офиса и выполнения рутинных обязанностей. Их, конечно, нельзя даже в шутку сравнить с работающими пенсионерами – слишком уж уровень жизнеобеспечения разный. Но им легче будет пережить столкновение с реальностью, когда расходная часть вдруг станет все больше превышать доходную. Они быстро вернутся в рабочую форму.
И уж совсем уверенно будет ощущать себя при любых жизненных катаклизмах треть россиян (31%), которые, даже получив необходимые для обеспечения своих потребностей деньги из другого источника, не собираются бросать работу – говорят, мол, заскучаем без нее. Вот эти люди – не побоюсь громких слов - опора общества. Те, кто продолжит трудиться, получив желаемый «побочный» доход, - рабочие лошадки, которые будут вытягивать экономику страны из любого кризиса. Причем, одним из них хватит 20 тысяч дополнительного к зарплате дохода, другим – 200 тысяч. Широкий диапазон.
Но суть одна – эта треть россиян руки не опустит, в карманы не засунет, пока остается физически работоспособной. И, надо полагать, продолжит работать, даже если заработка будет хватать только на еду, да и то на скромную. И даже если его совсем не будет хватать.
Некоторые наверняка помнят, как миллионы россиян продолжали ходить на работу при многомесячных и даже многолетних задержках зарплаты в 90-е. Тогда редко кто устраивал реальные забастовки. Были, конечно, стачки. Но в масштабах страны – это не стало существенным явлением. Тут, конечно, в какой-то мере сказалось отсутствие реальной школы профсоюзов. Да и воспитано то поколение было так, что можно было эффективно давить на сознательность: мол, будешь бастовать – предприятие окончательно загнется.
У меня неизгладимо отпечатался в памяти образ пожилой учительницы, которую в те времена контролеры выталкивали из трамвая, поскольку она не могла оплатить проезд на работу, где ей уже полгода зарплату не выдавали. Она цеплялась за поручни и взывала к совести контролеров – ее же ученики ждут! Кто-то купил за нее билет, учительница, тихо рыдая в платочек, поехала к своим ученикам. А я написал в одной из местных газет гневный репортаж, суть которого все равно сводилась к исторически-риторическому вопросу «доколе?»
Та пожилая учительница из 90-х сквозь нищету протягивала детям знания. Но я почему-то уверен, что даже если бы ее осыпали золотом, она все равно рвалась бы в школу каждое утро.
За минувшую с той поры четверть века произошли качественные изменения в нашем обществе – рыночная экономика, старые идеологические принципы отвергнуты, новые не появились, если, конечно, не считать таковыми страсть к потреблению и стремление к наживе. Речь не о том – хорошо это или плохо. Только констатация.
Поэтому и представления об источниках не зависящего от зарплаты дохода, который даст ощущение безмятежности, у россиян сильно и очень странно разнятся. Только 14% рассчитывают на доходы от собственного бизнеса. Еще 12% — на арендную плату от сданной в наем недвижимости. А вот каждый пятый россиянин (21%) надеется в этом на государственные выплаты. Также забавно, что 6% мечтают о наследстве богатых родственников. Еще романтичнее, не сказать бы – смешнее, выглядит источник базового дохода в представлении большинства (27%), заявивших, что хотят найти клад.
Еще 20% россиян рассчитывают сформировать не зависящий от зарплаты доход за счет инвестиций. Так и хочется сказать, что это еще смешнее, но эксперты уверенно говорят, что это вполне реальные способы для получения пассивного дохода. Финансовые аналитики уже подсчитали: чтобы обеспечить себе постоянный поток дохода в размере 100 тыс. в месяц, потребуется вложить как минимум 20 млн рублей в купоны от облигаций, дивиденды от акций или выплаты из фондов недвижимости. В среднем это приносят 6−7% в годовых.
Среди других способов получить пассивную прибыль - банковский депозит: чтобы зарабатывать не менее 100 тыс. рублей ежемесячно, он должен быть выше 26 млн рублей. А также вложения в недвижимость и в чужой бизнес-проект.
В общем-то, довольно широкое «поле чудес» в нашей стране, на котором можно закопать свои сбережения, если таковые имеются. Надо только не забыть при этом произнести: «Крекс, фекс, пекс» и посыпать щепоткой соли.
А если серьезно, то у кого-то может и получиться. Только при этом на беззаботную жизнь лучше не рассчитывать – инвестиции надо постоянно контролировать. Это серьезная и напряженная работа, при которой требуется понимание происходящих процессов не только на поверхности, но и с изнанки экономической и политической сфер. И еще много чего специфичного.
О чем там мечтал «жулик без фантазии» Шура Балаганов, подсчитывая, с какой суммой ему будет на свете очень хорошо, так и осталось неизвестным.
А вот мечты россиян, подкрепленные пусть даже гипотетическими доходами, – вполне, так сказать, базовые - путешествия, саморазвитие, семья и дети, хобби, спорт. Вполне естественные мечты, интересы.
Только вот никак не уйти от вопроса: зачем же при этом работу бросать? Такое ощущение, что будет нарушена гармония в нашем социуме. Ведь одно другому может не мешать.
Но, выходит, мешает. И уже нарушена гармония - повальной коррупцией, людоедскими реформами, враньем про достижения при очевидном упадке. Просто этим миллионам россиян – пятой части наших сограждан – наверное, уже невтерпеж, как же им хочется от всего этого отойти, побыть «в домике», «в ракушке» …
Не спрятаться насовсем. Просто отдохнуть от вранья, побыть самими собой.