НПФ будут санировать, как банки

Поправки о внедрении механизмов санации в отношении НПФ были внесены по инициативе Банка России и Минфина ко второму чтению законопроекта, который наделял Агентство по страхованию вкладов полномочиями временной администрации после отзыва у банка лицензии, сообщил глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

НПФ будут санировать, как банки
© Финансовая газета

У многих участников рынка эта инициатива вызвала серьезные вопросы. Так, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов обратился с письмом в Минфин (есть в распоряжении «Финансовой газеты»), в котором подчеркнул, что «практическая реализация указанной нормы вызывает целый ряд вопросов и требует детального обсуждения всех возможных рисков». В частности, глава ассоциации назвал «непонятной» логику, согласно которой поправки предусматривают блокирование перевода средств из проходящего санацию НПФ и в то же время сохраняют возможность передачи средств в этот фонд от других страховщиков. Также, на его взгляд, в документе необходимо уточнить порядок и источник исполнения обязательств перед застрахованными лицами, которым в связи с мораторием не передаются средства пенсионных накоплений из санируемого НПФ, и др.

С другой стороны, эксперты не увидели в предложенных поправках каких-то особенных причин для беспокойства. «Введение закона о санации не сильно повлияет на популярность НПФ среди населения, - считает профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. - Однако с точки зрения регулятора, этот шаг повысит ликвидность фондов и в дальнейшем позволит избежать серьезных репутационных рисков, связанных с банкротством».

Директор департамента риск-менеджмента компании «Ай Кью Джи Управление активами» Александр Баранов тоже считает, что нововведение не внесет качественных изменений на пенсионном рынке, но усилит процесс так называемого огосударствления пенсионного сектора и может ускорить процесс оздоровления финансового положения НПФ.

«Что же касается возможных проблем, связанных с внедрением нового способа санации НПФ, то они еще ранее были описаны Центробанком на примере санации банков, - комментирует Баранов. – В частности, в ЦБ говорили о возможном конфликте интересов, ведь регулятор одновременно выступает и владельцем, и надзорным органом в санируемых институтах. Однако, по мнению регулятора, при правильно выстроенной «китайской стене» для одинакового подхода ко всем финансовым институтам одного сектора (к банкам, а сейчас и к НПФ) эта проблема нивелируется».

По мнению заведующего лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгения Якушева, законопроект о санации НПФ нужен преимущественно регулятору, поскольку он прописывает организационные процедуры на тот случай, если текущий надзор за деятельностью пенсионного фонда окажется неэффективным. «В пенсионной системе реализуется логика субсидиарной ответственности государства по обязательствам ПФР и НПФ – поэтому закон определяет источник и порядок выделения средств на восстановление финансовой устойчивости НПФ», – заключает эксперт.