Войти в почту

Елена Ямпольская: «Любовь к Родине начинается с сельского дома культуры»

Глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская приняла участие в авторском проекте Наталии Пилюс «Культура в жизни депутатов», выходящем на площадке пресс-центра «Парламентской газеты».

Елена Ямпольская: «Любовь к Родине начинается с сельского дома культуры»
© Парламентская газета

— Цель нашей новой рубрики — показать законодателей через призму культуры. Елена Александровна, что для вас значит культура?

— Для меня это основной источник радости в жизни. На мой взгляд, очень важно развивать у человека те «рецепторы», которые позволяют получать духовное, душевное удовольствие — от природы и культуры. Эти источники никогда не иссякают. В каком бы ты ни был настроении, в какую бы ни попал ситуацию, чтобы с тобой не происходило, в культуре ты всегда найдешь отклик своим чувствам, нечто созвучное твоему состоянию.

— Что из сделанного вами на посту председателя Комитета Вам видится главным?

— Считаю, нашим комитетом сделано немало в самых разных направлениях. Но еще пять лет назад, когда я получила предложение баллотироваться в Госдуму, мне казалось наиболее важным поддержать культуру муниципального уровня. Этот приоритет сохраняется. Недавно мною внесен в Госдуму законопроект, защищающий муниципальные учреждения культуры от произвольного закрытия. У глав муниципалитетов зачастую появляется соблазн — чтобы сократить расходы, начать с закрытия или оптимизации именно учреждений культуры. При этом в нашем законодательстве есть нормы, которыми от подобных действий защищены образовательные учреждения. Поставлены достаточно жесткие фильтры. Предлагаю поставить аналогичные фильтры для учреждений культуры. Клуб, библиотека, музей — это сердце села или малого города, место, где собираются самые неравнодушные люди, где они могут развиваться и самореализовываться. Если в этом очаге погасить огонь, то постепенно опустеют и город, и село. Кроме того, на днях мною направлен для рабочего отзыва в Правительство проект закона о нулевой налоговой ставке на прибыль для культурно-досуговых учреждений. Цель та же — облегчить жизнь тем точкам, где по большому счету и формируется настоящая, не лозунговая любовь к Родине.

— Вы много внимания уделяете законотворчеству, касающемуся увековечения исторической памяти о Великой Отечественной войне.

— Только что в первом чтении мы приняли законопроект о запрете изображений нацистских преступников. В просторечии именуемый «запретом на майки с Гитлером». В действительности вопрос, конечно, значительно шире. Вводится норма по аналогии с той, что уже действует в отношении нацистской символики. Еще раз хочу напомнить, что именно наш Комитет был инициатором корректировки норм, связанных с символикой. Мы исправили абсурдную ситуацию, когда за публикацию антивоенного плаката, кадров хроники или Штирлица со свастикой на рукаве людей могли привлечь к административной ответственности. А теперь, если нет одобрения нацизма, нет признаков пропаганды — значит, не может быть и наказания. Такой же принцип мы закрепляем в законе относительно портретов нацистских преступников. Мне как человеку творческому не близки запреты. Но там, где речь идет о попытках осквернения нашей исторической памяти, ужесточение законодательства, на мой взгляд, совершенно уместно. Если, упаси Бог, в вашей семье кто-то был убит, вы не позволите своему ребёнку носить на груди портрет убийцы. Страна — та же семья, до сих пор скорбящая по многомиллионным жертвам. Мы не должны позволять юным, как правило, людям по недомыслию, по чьему-то наущению совершать кощунственные действия.

Другая моя инициатива, которая нашла отражение в списке поручений Президента и, надеюсь, будет реализована, — запрет на отождествление Советского Союза и нацистской Германии и её союзников во время Второй мировой войны. Речь не о закрытии исторических дискуссий. Мы всего лишь напоминаем о том, что для русского человека существует абсолютная нравственная аксиома — святость нашей Победы и подвига наших предков. И когда на Западе пытаются представить, что будто бы нацистская Германия и Советский Союз — это «зло номер один» и «зло номер два»… Нет уж, номер не пройдет. Мы сражались на стороне света, нацисты — на стороне тьмы. И это не обсуждается. А все остальное — пожалуйста. Мы должны отстаивать правду о войне, потому что кроме нас наша Победа никому не нужна. На Западе стараются о ней забыть, сделать вид, что ее не было, умалить заслуги и великие жертвы.

— 26 февраля в Госдуме состоялось рабочее совещание по другому инициированному вами законопроекту об отмене избыточной возрастной маркировки произведений искусства. В первом чтении он принят в декабре 2019 года.

— Полтора года мы ведем его ко второму чтению. Спасибо Президенту, который по итогам моего выступления на Совете по культуре и искусству выпустил поручение Госдуме решить, наконец, этот вопрос совместно с Правительством. Первый вице-спикер Александр Жуков провел на прошлой неделе согласительное совещание. Не могу сказать, что оно прошло гладко. Противодействие нашей инициативе со стороны охранителей по-прежнему сильное. Мы уважаем всех, кто беспокоится о детской психике и нравственности. Однако уверены в том, что отлучать ребёнка от отечественной и мировой культуры и литературы — как раз и означает наносить гигантский урон и нравственности, и интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Строгая возрастная маркировка произведений литературы и искусства просто выталкивает ребенка из библиотеки, театра, кинозала на пространство интернета, где никакими маркировками не спасешься, где они просто не работают. Мы идём на все разумные компромиссы, чтобы наши оппоненты меньше волновались, но при этом хотим, чтобы проблема была решена. Чтобы ребёнок мог читать и наслаждаться искусством и под запретом находилось лишь то, что имеет маркировку «18+». Надеюсь, в апреле выйдем на второе чтение законопроекта. А затем уж и на третье, окончательное.

— В конце прошлого года вы предложили изменить методику финансирования учреждений культуры. Какие пункты должно содержать госзадание для театров, музеев и других организаций?

— По итогам первой волны пандемии, когда для зрелищных организаций закрыли любую публичную деятельность, стало окончательно ясно, что упор на внебюджетные доходы в культуре, который насаждался на протяжении последних лет, не только порочен, но и совершенно неэффективен. Свои соображения я направила главе Администрации Президента Антону Эдуардовичу Вайно. На мой взгляд, госзадание для учреждений культуры, хранящих культурные ценности, должно содержать показатели, обеспечивающие среднюю по региону зарплату, охрану, сохранение и реставрацию музейных ценностей, коммунальные расходы. Для зрелищных организаций — средства на среднюю зарплату, коммунальные расходы, и, если речь идёт о цирках, на содержание животных. Надеюсь, эти предложения окажутся полезными.

— При Комитете по культуре действует Общественный совет. Когда состоится следующее его заседание?

— Общественный совет не просто привлекает к нашей работе внимание СМИ, но действительно помогает нам в работе. Те решения, которые там принимались, не раз помогали мне отстаивать правоту комитета, актуальность наших инициатив. Состав совета разнообразный, интересный, люди в нём собраны, безусловно, выдающиеся. В какой-то момент он стал очень модным — от деятелей культуры регулярно поступали просьбы и заявки на включение. Надеюсь, что до завершения весенней сессии, если, дай Бог, эпидситуация станет полегче, мы соберемся.

Беседовала Наталия Пилюс

Записала Светлана Заверняева