Губернатор Глеб Никитин запускает кузницу муниципальных кадров
В регионе уже прогремело несколько громких кадровых программ: региональная – «Команда правительства» и федеральная – «Лидеры России». Теперь настала очередь системной подготовки кадров для органов местной власти. Для этого губернатор Глеб Никитин презентовал программу подготовки муниципальных управленцев Нижегородской области «Команда 52», в которой он сам собирается принять участие в качестве наставника. Разработчик проекта – Корпоративный университет правительства Нижегородской области при поддержке регионального министерства внутренней региональной и муниципальной политики. Срок реализации проекта: январь – август 2021 года. «Мы запускаем регистрацию на проект „Команда 52“, которому дали старт совместно с министром труда и социальной защиты РФ Антоном Котяковым. Программа поможет сформировать региональную базу перспективных управленцев. Они смогут эффективно справляться с поставленными задачами, в том числе в рамках реализации национальных проектов на территории Нижегородской области, которые являются для нас приоритетными», – заявил Глеб Никитин. Стать участниками «Команды 52» могут граждане России от 30 до 50 лет, имеющие высшее образование и желающие реализовать свой проект на территории районов Нижегородской области. Регистрация на программу открыта в разделе «Вакансии» на портале «Команды правительства». Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить анкету, где указать свой опыт реализации социально значимых проектов, пройти онлайн-тестирование и загрузить видеопрезентацию. По итогам отбора на портале будут сформированы команды, в которые войдут государственные и муниципальные служащие, предприниматели, сотрудники предприятий и учреждений, депутаты представительных органов власти, а также члены общественных организаций. Для участников команд будет организовано обучение по модулям: «Лидерство и командное взаимодействие», «Проектное управление и реализация национальных проектов», «Управление изменениями», «Управление процессами», «Корпоративная культура». Программа обучения предполагает форматы очных сессий, дистанционных образовательных модулей, проектного консультирования команд со стороны сотрудников Корпоративного университета и наставников из «внешнего контура» (главы местного самоуправления, сотрудники профильных органов исполнительной власти, финалисты конкурса «Лидеры России», депутаты Законодательного собрания по данному округу, ученые и общественники). Задача каждой команды – в течение шести месяцев запустить на территории муниципального образования проект, способствующий привлечению инвестиций, экономии бюджетных средств или оптимизации процессов в муниципалитете, а также презентовать промежуточные итоги губернатору. На завершающем этапе проекта в августе 2021 года 65 участников муниципальных команд пройдут персональную комплексную оценку и войдут в кадровую базу высокопотенциальных управленцев муниципальных образований региона. «Цель команд – разработать и запустить проекты по привлечению инвестиций на территорию своих районов, по оптимизации процессов муниципального управления и экономии бюджетных средств. Лучшие представленные проекты получат поддержку правительства Нижегородской области», – отметил Глеб Никитин. Гладко было на бумаге… Как видим, цели проекта благие и актуальные. Лишь бы он не закончился только пиар-выхлопом по примеру предыдущих кадровых программ. Сколько было в свое время говорено про «Команду правительства», но создать ее на высоком профессиональном уровне, соответствующем современным вызовам, пока так и не удалось. Текучка в региональной властной команде продолжается. Из последних примеров можно отметить неожиданную и немотивированную официально отставку областного министра образования Сергея Злобина. Дошло до того, что губернатор в ответ на жесткий вопрос в комментариях своего инстаграма о недостаточной квалификации министра здравоохранения в сердцах заявил: «…Конкурс проводили. Что-то не выстроилась очередь гениальных управленцев с образованием. Может, вы хотите попробовать? Присылайте резюме». На уровне муниципалитетов тоже регулярно проводятся конкурсы о замещении муниципальных должностей и зачислении в управленческий резерв и тоже присылаются резюме. Однако, будь ты хоть семи пядей во лбу, «с улицы» на серьезную должность можно не зайти. Учеба и повышение квалификации муниципальных управленцев идет в регионе с советских времен, начиная с партийных школ. И сегодня их учат и переучивают в том же здании, которое сменило не одну табличку. Теперь оно называется Институтом управления. Некоторых муниципалов недавно даже в Сколкове учили за немалые деньги всяким новым веяниям, включая обязательное нынче проектное мышление. Однако на улучшении жизни населения в районах сколковских выпускников это не сказалось. Технократических навыков для управленца сегодня будет маловато В нынешних условиях умений привлекать инвестиции, оптимизировать управленческие процессы и экономить бюджетные средства муниципальным руководителям будет маловато. Кто бы их еще научил прямому открытому диалогу с населением, конструктивному взаимодействию с ним, реальному местному самоуправлению, особенно в условиях ухудшения социально-экономической ситуации. Победить «местечковый неофеодализм» Во многих муниципалитетах в реале процветают неофеодальные общественные отношения, при которых местный глава – и бог, и царь. И если хороший специалист ему неугоден, то нормальной работы и жизни ему в районе не будет – придется перебираться в другой город. Поэтому и бежит из глубинки в мегаполисы талантливая, живущая своим умом молодежь, да и соображающие в своем деле «старички» тоже уходят в вахтовики. Как итог, нередко на районе остаются не самые компетентные управленцы и специалисты в жизненно важных сферах, будь то ЖКХ, медицина или строительство. Вот буквально недавний яркий пример чиновничьего непрофессионализма из Бутурлинского района. Там новые очистные сооружения, построенные по госпрограмме «Оздоровление Волги» за 173 миллиона рублей, не смогли запустить, так как районная администрация забыла заложить в бюджете средства на пусконаладочные работы. Более того, в районе нет еще и самой системы канализации вместе с коллектором. И до их строительства вывозить жидкие отходы из домов будут, как и сейчас, автоцистернами. Антикризисные «варяги» – добро или зло? Недопущением подобных ситуаций, разворотом местной власти лицом к населению, ликвидацией местечковых элитных распрей, налаживанием реальных социальных лифтов в глубинке самое время бы заняться новой муниципальной команде. Первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, на руководство проблемными районами направляются опытные управленцы из областного центра, усиленные ключевыми специалистами. Однако на быстрое улучшение ситуации там рассчитывать пока не приходится. В качестве примера можно привести Кстовский район, где опытный нижегородский управленец Виталий Ковалев так и не смог переломить ситуацию. Теперь его дело продолжил бывший областной министр ЖКХ Андрей Чертков. И не сказать, что все у него идет гладко. А вот Балахна, где тоже рулит нижегородский «варяг» Александр Галкин со своей пришлой командой, неожиданно преподнесла положительный тренд. Пожалуй, впервые в новейшей муниципальной истории он решил провести в районном Доме культуры прямую встречу с населением с целью узнать и обсудить проблемы балахнинцев. Новая балахнинская власть продемонстрировала и яркий антикоррупционный кейс. По неофициальной информации из соцсетей, в кабинете заместителя главы районной администрации по социальным вопросам Людмилы Налтакян (раньше она работала в администрации Канавинского района) была пресечена попытка дачи взятки. По информации в соцсетях, отказалась госпожа Налтакян от «презента» местного предпринимателя, одного из поставщиков школьного питания в Балахнинском районе. Якобы он зашел к Людмиле Налтакян с бутылкой марочного вина и открыткой, в которой были вложены купюры. И Налтакян после попытки вручения взятки сразу же обратилась с заявлением в ОБЭП. Вот это неплохой антикоррупционный пример для местечковых феодалов. Сами они обижаются и ропщут, что местных отодвигают от высоких муниципальных должностей. Однако и мер никаких по консолидации местных элит не предпринимают. Продолжают грызться между собой, забыв об интересах населения. И тогда в ситуацию приходится вмешиваться региональной власти, а то и сам губернатор вынужден лично «местные заборы» шатать в инспекционных поездках в районы. По новым критериям оценки губернаторов администрацией президента на первом месте стоит уровень доверия населения к действующей власти, от президентской до местной. А она, как известно, самая близкая к народу. И по ней люди во многом судят о власти вышестоящей. Справедливости ради надо отметить, что и нормальных районов в регионе немало, где местные элиты находятся в консенсусе и между собой, и с населением. Там естественный процесс смены руководителей проходит безболезненно и без привлечения антикризисных «варягов». Самих «варягов» можно тоже условно поделить на «прогрессивных» и «традиционных». После первых на территории остается более высокий уровень управления, доверия к власти, консолидации элит. Вторые традиционно оставляют после себя разруху и разорение.