На рынке труда России и Беларуси появились VIP-курьеры
С июня 2020 года число вакансий для курьеров в России ежемесячно растет примерно на 20%, сообщили в компании Head Hunter. Такая же динамика сохраняется и в начале этого года. "В январе 2021-го в базе были размещены 7,1 тысячи вакансий, в феврале - 8,3 тысячи, что выше в 1,5 и 2,5 раза первых месяцев 2020 года соответственно", - говорит представитель агентства.
В росте спроса на курьеров нет ничего удивительного - выросшее число компаний по предоставлению курьерских услуг привлекает и продвигает все больше таких специалистов. До 2020 года число компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся в России курьерской деятельностью, держалось в районе 5,9-6 тысяч, а в первом квартале 2020 года количество таких предприятий выросло с 5,8 до 6,3 тысячи, рассказывает Владимир Савельев, аналитик компании "Контур", предоставляющей сервисы для бизнеса.
Где записывают в курьеры
Курьер - в тройке самых популярных занятий для подработки, рассказал "СОЮЗу" коммерческий директор сервиса по подбору персонала "Работа.ру" Владимир Корицкий. "Чаще курьерами становятся мужчины, так как работа требует физической подготовки и выносливости".
"При этом курьером может стать человек любого возраста", - заметил он. По данным Head Hunter, мужчин среди курьеров более 80%. По возрасту преобладают сотрудники от 18 до 30 лет, таких около 40%. Немало также курьеров в возрасте от 30 до 40 лет - 26%. Работа курьером не требует специальной квалификации. Потому в этой сфере до пандемии было занято немало выходцев из Средней Азии. Выросший спрос на курьеров поменял расстановку сил. Сейчас в курьеры идут студенты, отправленные на дистанционное обучение, пенсионеры, желающие подработать, и работники временно остановившихся предприятий.
Отношение в обществе к курьерам неоднозначное. С точки зрения карьерного роста эта профессия "тупиковая"
"Курьеры делятся на две группы. Есть те, для которых это занятие стало способом выживания и зарабатывания денег. А для других - просто некое развлечение и дополнительный заработок на период пандемии", - заметил в разговоре с "СОЮЗом" заведующий центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. "Помнится, ко мне приезжал курьер-повар, который подрабатывал в период жестких ограничений деятельности предприятий общественного питания, - рассказал он. - А к друзьям, например, приехал курьер на профессиональном велосипеде стоимостью около 200 тысяч рублей и сказал, что он так тренируется для шоссейных гонок".
Свою "курьерскую нишу" занимают представители разных социальных групп. А работодатели уже указывают в вакансиях формат деятельности: пеший курьер, на велосипеде или за рулем личного автомобиля. Можно подобрать и график работы - полную занятость или разовые поручения. А еще работодатели стали предъявлять определенные требования. Например, курьеры должны обладать навыками быстрой ориентации в пространстве и на местности.
Особой приметой времени стали вип-курьеры. "Во время пандемии многие люксовые бренды и компании, продающие дорогостоящие товары, также перешли на дистанционное обслуживание клиентов и сформировали определенный сегмент высокооплачиваемых курьеров", - рассказали в Head Hunter. Как правило, речь идет о доставке брендовой одежды, косметики и парфюмерии, бытовой или аудиовидеотехники класса премиум, а также еды и продуктов из сетей верхнего ценового уровня.
Почем кадры
Доходы прежде всего зависят от выбранного графика работы и количества выполненных заказов. Так, например, за несколько праздничных дней курьер может заработать 10-15 тысяч рублей. Работающие посменно курьеры на доставке продуктов питания зарабатывают около 25 тысяч рублей в месяц в столичных центрах и в регионах. Но это нижний сегмент.
В среднем сегменте курьеры в месяц получают около 50 тысяч рублей, а вот в верхнем курьер может зарабатывать от 130 тысяч рублей в месяц. Таким "специалистам" доверяют доставку люксовых брендов на личном автомобиле.
Отношение в обществе к курьерам неоднозначное. Конечно, эта "профессия" во многом тупиковая, говорит Смирнов. Даже если кому-то удается заработать определенную сумму и сменить велосипед на автомобиль, все равно нет возможности повышения квалификации. Однако высокая потребность в курьерах, безусловно, сохранится. За время карантинных ограничений многие привыкли к новому стилю жизни и экономят время, не посещая магазин. По мнению эксперта, к нам пришла некая новая технология, частью которой стали курьеры.
Как в Беларуси
Курьеров в Беларуси называют по-разному - водитель-экспедитор, кладовщик-курьер, курьер-комплектовщик, просто водитель или просто курьер. Что интересно: в базе государственной службы занятости страны всего пять (!) чисто курьерских вакансий.
Небольшие компании приветствуют в первую очередь курьеров с собственными автомобилями. Но, например, крупные торговые сети действуют с точностью до наоборот. Так, крупнейший онлайн-гипермаркет страны предлагает в Минске водителю-экспедитору работу в привязке к одному из трех логистических центров, в обязанности входит вождение автомобиля компании, сопровождение и доставка груза клиентам, работа с покупателем, кассовым оборудованием, документацией. Наличие грамотной речи, коммуникабельности, опрятного внешнего вида, внимательности и водительской медицинской справки обязательно. Зарплата - ориентировочно 1, 5-2,7 тыс. белорусских рублей (42,6-76, 8 тыс. российских). В компании говорят, что лучший по итогам января водитель-экспедитор заработал 3271 белорусский рубль (93 тыс. российских).
С началом пандемии в стране гигантскими темпами начал развиваться сервис по доставке еды из кафе и ресторанов. Крупнейшая в столице служба такого рода предлагает потенциальным курьерам еженедельный заработок от 200 до 450 белорусских рублей (5,7-13 тыс. российских) - сумма зависит от количества выполненных заказов, рабочих смен и размера премии. Найдется дело и безработному, и тем, кто ищет добавку к семейному бюджету, и студенту, и старшекласснику. Еду можно доставлять на своем либо казенном автомобиле, мопеде, мотоцикле, велосипеде или пешком. При этом наниматель обещает официальное оформление на работу с больничным, отпускными и так далее.
Сам общепит тоже перестроился, и брендированных автомобилей с названием сетевых заведений - пруд пруди. К примеру, одна из известных минских сетей пиццерий предлагает аж пять вариантов работы доставщиком. В месяц в зависимости от интенсивности работы можно получить до трех тысяч белорусских рублей (около 85 тыс. российских) до вычета. Пеший курьер может заработать 400-800 белорусских рублей (от 11 до 23 тыс. российских) без учета налогов. Вычеты по итогам месяца также нередки, причем штрафы могут быть существенные. Кстати, именно из-за этого конкурс на место курьера существует далеко не у всех компаний.
Среднестатистический курьер в Беларуси сегодня - это молодой человек 22-30 лет с собственным либо арендованным автомобилем, образование - неоконченное высшее (студент, рабочий, служащий), занимается доставкой в свободное от основной работы или учебы время, средняя зарплата в будний день при хорошем раскладе - от 50-70 белорусских рублей (от 1420-2000 российских).
В будущем конкуренцию белорусским курьерам-доставщикам могут составить дроны. В конце 2019 года сервис доставки продуктов беспилотником был протестирован в одном из районов Минска. Увы, зона полетов для тестирования услуги была ограничена несколькими кварталами в частном секторе, но в будущем авторы идеи не исключают доставку заказов жителям многоквартирных домов.