Из-за запрета для мигрантов тюменским строителям не хватает 1193 сварщика
Из-за запрета на въезд для мигрантов тюменским строителям не хватает 1193 сварщика, 735 каменщика, 1100 штукатура, 100 машинистов крана, сообщил президент Союза строителей Тюменской области Игорь Спиридонов.
Сегодня, 3 марта, прошло заседание в пресс-клубе «Неформат», которое было посвящено «кадровому вопросу» в строительной отрасли Тюменского региона: спрос-предложение, взаимодействие учебных учреждений с работодателями, влияние пандемии коронавируса на дефицит рабочей силы в региональном строительстве. Оказалось, что из-за запрета для мигрантов тюменские строители потеряли вакантных сварщиков — 1193 человека, которых теперь не хватает.
В Россию не смогли въехать 1,5 миллиона мигрантов. Среди них потенциальные бетонщики, штукатуры, сварщики. Количество и качество рабочей силы в строительной отраслие становится самой большой проблемой для компаний. На стройках произошел наибольший отток рабочих рук. По России требуется около 200 тысяч таких специалистов.
«Нужно открыть подвоз строителей из зарубежья. Россиянам их стройки и зарплаты не интересны. Народ идет на биржу труда, а не менять специализацию на каменщика. Даже на повысившуюся зарплату. Тяжелый труд, который мало изменился с прошлого века, низкий социальный статус рабочей профессии не мотивирует россиян. По данным стратегии экономического развития, с марта 2020 года по март 2021 года не хватает 1193 сварщика, 735 каменщиков, 1100 штукатуров, 100 машинистов крана. Почти четверть вакансий от строительных компаний – это специалисты по продажам, — рассказал Игорь Спиридонов, президент Союза строителей Тюменской области. — Самые востребованные вакансии у девелоперов — это специалисты по продажам. Дело не в занятых рабочих местах, а не в желании тюменцев идти на стройку. Мы открыли музей строительной отрасли. Кадры нужно растить со школьной скамьи. Мы должны возвращаться к пониманию того, что строитель — это звучит гордо и денежно».
Заработные платы среди рабочих на стройплощадках, по данным Минстроя Тюменской области, колеблются от 30 до 50 тысяч рублей, в реалии ближе к 40 тысячам. Ежегодно по данным союза строителей России, из тюменских Вузов выпускается 1500 человек, но на стройку добирается менее 25 %, хотя директор строительного института (ТИУ) Александр Набоков заявил, что проценты выше – на уровне 50 от всех выпускников. Сами работодатели признают, что до них доходит не так много выпускников. В компании «ТИС» рассказали, что к ним была одна заявка от студента, но его ожидания к рабочей профессии не оправдались тяжелыми реалиями труда.
Журналист ИА «Уральский меридиан» заметил, что в области работают на привлечение кадров из соседних регионов. На Урале только в Челябинской области насчитывается 69 тысяч безработных, в Тюменской области средняя заработная плата выше, но, вопрос: «Какие есть дополнительные условия для сотрудников, чтобы мотиваций для переезда было больше?»
«Многое зависит от позиции работодателя. И не каждый может обеспечить достойный переезд: предоставления жилья или компенсацию. Для многих это получается очень дорого. Такие случаи есть, когда рабочих селят в общежития, приглашают вахтами или на полное трудоустройство. Но это все равно более трудоемкие процессы, чем привести мигрантов», — объяснила Светлана Чуйкова, общественный представитель агентства стратегических инициатив.
Алла Власова, модератор заседания и PR-специалист ГК «ТИС» заметила, что подобные региональные приглашения вряд ли распространяются на рядовых каменщиков, скорее всего так приглашают специалистов нерабочих специальностей, особенно вряд ли возможна такая практика, когда человек хочет прийти на стройку, чтобы сменитьспециализацию или вообще не имеет опыта в этой сфере.
«До и в пандемийные времена, лет 5 -10 назад, все время говорили о связи трудовых ресурсов и системы образования, то сейчас этот вопрос снят. Сегодня работодатели говорят: «Мы коммерческая единица — моя задача получать прибыль, мало того, что государство обязало нас платить заработную плату, не получать доход, не разрешали работать, мы понесли потери, а с чего мы должны оплачивать». Финансовая эффективность пока не определена в коммерции. Вопрос: «Кто будет оплачивать эту всю историю с переселением из соседних регионов?»открыт», — прокомментировала Светлана Чуйкова.
Пока из возможных вариантов выхода данной ситуации — это работа на будущее. Предлагается растить новое поколение с профильной подготовкой, а работодателям обеспечивать условия труда, которые бы мотивировали все больше молодежи идти на рабочие специальности. Пандемия, локдаун весной 2020-го, закрытые границы и возникший в связи с этим дефицит рабочей силы на стройках буквально заставляют вновь поднимать вопрос кадров – их, особенно местных, по-прежнему не хватает.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»