ФНС сможет «заглянуть через плечо» только с согласия гражданина
Федеральная налоговая служба намерена объединить сервис «Личный кабинет налогоплательщика» с данными, поступающими с онлайн-касс, чтобы люди смогли увидеть все свои покупки, оплаченные с помощью карт. И хотя новация, по мысли налоговиков, дает возможность получить мгновенно налоговый вычет за приобретенный товар ( например, за лекарства), ряд экспертов поспешили упрекнуть ее в нарушении банковской тайны. В Госдуме, однако, считают, что закон останется в целости, так как услуга будет предоставляться только после одобрения опции гражданином. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.
То, что знает ФНС, узнает гражданин
Падение доходов бюджетов на фоне пандемии и возможные риски ухода части бизнеса в теневой сектор заставляют налоговиков по всему миру искать эффективные пути решения образовавшихся фискальных проблем. Российская ФНС сегодня также максимально продуктивно шлифует механизмы приобщения граждан к прозрачному и честному ведению дел. Так, для легализации целой армии фрилансеров два года назад налоговики ввели специальный льготный режим налогообложения самозанятых, что позволило выйти из тени к настоящему времени около 1,8 млн россиян, работающих на себя.
При этом федеральная налоговая служба работает и обратном направлении, стремясь облегчить для граждан различные процедуры. С марта в стране заработает технология по упрощённому получению имущественных и инвестиционных вычетов, что позволит сократить сроки возврата средств гражданам до 1,5 месяцев.
Кроме того, глава ФНС Даниил Егоров по итогам коллегии 17 февраля сообщил, что ведомство планирует объединить личный кабинет с данными онлайн-касс, что позволит пользователям видеть информацию о своих покупках в налоговых кабинетах и заявлять о вычетах буквально нажатием одной кнопки. Слова главного налоговика страны приводит РИА «Новости».
Однако здесь эксперты опасаются, что у нововведения может появиться побочный и не совсем приятный эффект: персональная финансовая информация попадет в чужие руки. И ладно, если ты библиофил и втайне от жены спускаешь зарплату в букинистическом отделе, а если пристрастия посерьезнее и об этом будут знать все? Где гарантия? Впрочем, возможно, это лишь преувеличение, каковых было много на этапе приобщения нелегальных предпринимательских масс к налогу на профессиональный доход.
Комментируя ситуацию, глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков отметил, что у ФНС «не было до сих пор ни единого случая утечки данных, что свидетельствует о надежности системы». При этом он пояснил «Парламентской газете», что схему обмена информацией, предложенную главой ФНС, возможно реализовать лишь при условии личного согласия клиента банка на передачу данных налоговикам.
С позицией коллеги согласен и член бюджетного думского комитета Евгений Федоров. «Все сведения и так поступают в налоговую систему полного контроля расходов граждан, просто теперь к этой информации будут иметь доступ сами граждане», — уточнил депутат. Он добавил, что все проходит в рамках правового поля и опасения по поводу сохранности баз данных притянуты за уши.
Ничего не меняется, то, что может знать налоговая, то будет знать и гражданин «Ничего не меняется, то, что может знать налоговая, то будет знать и гражданин. Если конкретный человек оплачивает на кассе томик Пушкина, то налоговая на законных основаниях может узнать об этом. Другое дело, для чего ей это знать?», — уточнил депутат. Евгений Федоров считает, что услуга, предложенная ФНС, станет доступной лишь для тех, кто ее запросит.
Банковская тайна — проблемы и их решение
Но, как говорится, нет дыма без огня. Банковская тайна сегодня действительно не сходит с повестки. Известный юрист, адвокат Тимур Маршани, считает, что соблюдение банковской тайны — это незыблемый закон в любом капиталистическом обществе, где государственная система никогда не вмешивалась в банковский сектор и не заставляла банки добровольно-принудительно раскрывать информацию о банковской тайне. На эксперта ссылаются «Новые известия».
По словам адвоката, ФНС сегодня может получить практически беспрепятственный доступ к налоговым счетам и вкладам, к ячейкам вкладчиков, получать сведения о денежных переводах, о поступлениях денежных средств и дивидендов, с которых граждане должны платить подоходный налог.
«Все это создает впечатление у вкладчиков, что банки не гарантируют самого важного аспекта — соблюдение конфиденциальности частной финансовой информации», — говорит Маршани.
Очевидно, поэтому профессиональные участники рынка поддерживают идею об ужесточении наказания за кражу данных о клиентах банков. В Ассоциации банков России в декабре прошлого года, к примеру, обсуждали инициативу, предусматривающую уголовную ответственность за «слив» информации в виде лишения свободы до 10-20 лет.
«Действующее наказание несоразмерно с ущербом, который оно влечёт», — объяснил вице-президент АБР Алексей Войлуков. Он считает, что «необходимо отделить понятие «банковская тайна» от других тайн, потому что получение именно этой информации носит массовый характер».
Напомним, Госдума в весеннюю сессию планирует рассмотреть законопроект, предлагающий поднять штрафы за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Работника за разглашение таких сведений предлагают штрафовать на сумму до 10 тысяч рублей вместо нынешних 500-1000 рублей. С должностных лиц за это правонарушение начнут взыскивать от 40 тысяч до 50 тысяч рублей (сейчас — от 4 тысяч до 5 тысяч).
Что будет за нарушение банковской тайны
Согласно действующему законодательству, за сбор информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, нарушителю грозит штраф в размере до 500 тысяч рублей. Максимальным наказанием считается два года тюремного заключения. Разглашение или использование таких сведений наказывается штрафом до миллиона рублей, принудительными работами сроком до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Если преступление было совершено из корыстной заинтересованности, осужденный получит до пяти лет тюремного заключения. Если совершенные деяния привели к тяжким последствиям, максимальное наказание — семь лет лишения свободы.
Почему налоговика боятся больше, чем полицейского
В цивилизованных странах работника налоговой службы боятся больше, чем полицейского. И тому есть объяснение. В США, к примеру, именно налоговики сумели сделать то, что не удалось совершить вооруженным до зубов детективам — упрятать за решетку знаменитого гангстера Аль Капоне за неуплату податей. Да и сейчас работники фискальной службы не церемонятся с правонарушителями, невзирая на чины и награды.
Как сообщают СМИ, Актер Роберт Де Ниро задолжал налоговому управлению США 6,4 млн долларов, поэтому на одну из его квартир в Нью-Йорке налоговики пригрозили наложить арест.
А несколько лет лет назад в одном из интервью оскароносный голливудский актер Николас Кейдж признался, что общая его задолженность налоговой системе составила 14 миллионов долларов.
Неправильные отношения с налоговой системой США для другого знаменитого актера, Уэсли Снайпса, и вовсе закончились тюрьмой. За уклонение от уплаты налогов в размере 2,7 миллиона долларов звезда экрана провел за решеткой три года.
Ранее, 7 февраля 2007 года суд голландского города Ден Босе приговорил известного футбольного тренера Гуса Хиддинка к штрафу в 45 тысяч евро и шести месяцам тюрьмы условно с испытательным сроком два года. Власти обвинили его в неуплате налогов на сумму около 1,4 миллиона евро.