«Кинули на деньги»: так считают вкладчики кооператива «Зенит»
Несколько сотен жителей Новосибирска и других сибирских городов оказались в непростой ситуации. Все они вложили свои средства в КПК «Зенит», филиалы которого расположены в шести регионах страны: Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областях, в Алтайском крае и Республики Карелия. Кредитно-потребительский кооператив зарегистрирован в Петрозаводске и, согласно выписки из ЕГРЮЛ, уже более года находится в стадии ликвидации. Кроме того, 5 декабря 2019 года решением Центробанка КПК «Зенит» запрещено привлекать денежные средства и новых членов, а так же выдавать займы. Но на деле все обстоит иначе.
Один из вкладчиков, новосибирец Александр Кулибаба, рассказал «Прецеденту», что регулярно пополнял свои сбережения в кооперативе и после запрета ЦБ и накопил на своем вкладе солидную сумму: больше миллиона рублей.
– Проценты по договору я не получал, а позже я узнал, что КПК «Зенит» находится в стадии ликвидации. При этом основную сумму кооператив мне не вернул, проценты мне также не выплатили, что является существенным нарушением как положений договора, так и действующего законодательства РФ, – пояснил Александр.
Его супруга, Наталья, также является пайщицей кооператива, причем она заключила договор 16 сентября 2020 года, то есть уже в тот период, когда «Зениту» было запрещено привлекать новых вкладчиков.
– Нас много таких, – рассказывает Наталья «Прецеденту». – Люди становились пайщиками и несли деньги весь 2020 год, и сейчас кооператив принимает средства, несмотря на запрет. Вложенные средства мы не может получить, не говоря уже о процентах. У организации два офиса в Новосибирске: на Сибиряков-Гвардейцев, 22 и на Советской, 44. Так вот они гоняют людей из офиса в офис, выдают нам на руки непонятные графики выплат: мол, начиная с марта начнете получать свои средства частями, по 20-30 тысяч рублей. А что делать людям, которые вкладывали сбережения для оплаты ипотеки или копили на первоначальный взнос? А если завтра мы придем к закрытым дверям?
Двери офисов кооператива пока открыты. Один из журналистов «Прецедента» посетил его вместе с вкладчиками. Нас встретил молодой человек, отказавшийся называть свою фамилию. Он заявил нам, что стажер, работает в «Зените» всего несколько дней. Мы попросили его связаться с руководством, на что получили ответ: «Я не знаю номера телефона». Тем не менее, стажер заявил, что новых вкладчиков и денежных средств кооператив не принимает, а только занимается консультированием.
Но так ли это на самом деле? «Прецедент» решил провести контрольную закупку, позвонив по телефону организации, указанному в соцсетях. Нам сообщили, что с удовольствием примут сбережения по ставке 8,5% годовых, и чем больше денег мы принесем, тем лучше. Желательно наличными. Дальше на эти деньги, якобы, будут кредитовать юридические лица. Ни словом в КПК «Зенит» не обмолвились, что кооператив находится в стадии ликвидации. Наоборот, подчеркнули, что организация сильно выросла за последний год.
Журналисты «Прецедента» провели и очную контрольную закупку, придя в офис на Советской, 44 под видом семейной пары, которая хочет сделать вклад в размере 500 тысяч рублей. Сотрудник кооператива, представившийся Григорием, заявил, что вклады принимаются, посоветовал выбрать самый выгодный тариф и добавил, что сначала нужно сделать символический взнос в 150 рублей, чтобы стать членом кооператива.
На вопрос о запрете КПК «Зенит» привлекать денежные средства и новых вкладчиков, Григорий резко поменял свои настроения: стал утверждать, что никаких вкладов принимать не собирался, а это была только консультация. В это время в офисе сидел ещё один незадачливый пайщик «Зенита», который пообещал «вернуться за своими деньгами в следующий раз с ружьем».
Вкладчики составили коллективную претензию, отправив ее в сам кооператив, прокуратуру, Центробанк и полицию. Люди требуют провести проверку деятельности КПК «Зенит». Но, самое главное, они надеются вернуть свои сбережения, безвозвратно осевшие где-то в недрах кооператива.
В отличие от вкладов в коммерческих банках, сбережения в потребительских кооперативах сопряжены с рисками. Как пояснила «Прецеденту» замдиректора по правовым вопросам финансовой правовой компании «Альтернатива» Екатерина Сорокина, КПК обещают более высокие проценты по вкладам, однако они не входят в систему обязательного государственного страхования.
– В банках процент меньше, но при этом гарантий больше. Участие в государственной системе страхования банков в обязательном порядке предусматривает, что все вклады застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов. Его работу контролирует Правительство РФ и Центробанк. При любом отзыве лицензии у банка или введении моратория на выплаты, вкладчики получают гарантированное возмещение в пределах 1,4 миллиона рублей.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) было создано в России в 2004 году. Это госкорпорация, которая осуществляет выплату вкладчикам банков при наступлении страхового случая. Потребительские кооперативы, являющиеся, по сути, добровольным объединением граждан, такой подушкой безопасности похвастать не могут.
Это уже далеко не первая история с дефолтом потребительских кооперативов. В октябре 2018 года «Прецедент» рассказывал о КПК «Золотой фонд», обещавшем пайщикам до 15 процентов годовых. Как и в нынешней истории с КПК «Зенит», Центробанк запретил организации привлекать новых клиентов. Кооператив это не остановило.
Александр Могилин
Читайте также в «Прецеденте»: Сколько домов не введено в эксплуатацию компаниями, подконтрольными депутату Джулаю?
Почему разработчик карьера Кучино отозвал иски у экоактивистам?
Московский девелопер не отдает землю с могилами на Клещихинском кладбище