Краевой бюджет: наполовину пуст или наполовину полон?
Как уже устоялось в последние годы в нашем крае, общественные слушания по проекту бюджета на 2021 и два последующих года, состоявшиеся 16 декабря, прошли в тёплой, дружественной и сугубо формальной обстановке.
Дорогая наша столица
Правда, многие участники публичных слушаний ждали первых лиц края – губернатора Александра Осипова и председателя Заксобрания Игоря Лиханова, хотели пообщаться, высказать им наболевшее. Но в сегодняшней тревожной эпидемиологической обстановке будем снисходительны к их отсутствию. Безусловно, личное здоровье высоких руководителей гораздо важнее, чем финансовое здоровье вверенной им территории.
Тем более, что на взгляд министра экономического развития края Александра Бардалеева, министра финансов Веры Антроповой и даже председателя контрольно-счётной палаты Светланы Доробалюк финансовое здоровье проекта нового бюджета региона на 2021 год вполне сносно. Доходы в проекте заложены в сумме 84,3 миллиарда рублей, что больше, чем в нынешнем году на 10,7 миллиарда. Оптимизм вызывают, несмотря на пандемию, и собственные доходы: на 2021 год они планируются в объёме 44,8 миллиарда рублей, что на 3,5 миллиарда больше, чем было заложено на 2020 год. Несколько обескураживает то, что на 2022 и 2023 годы общие доходы бюджета предусмотрены гораздо ниже - соответственно 75,7 и 78,5 миллиарда рублей. Налицо регресс в доходах бюджета на два последующих года, но понять этот тренд не трудно. Общие доходы во многом зависят от московских вливаний – трансфертов, субсидий, субвенций и др. А вот они в 2022 и 2023 годах заложены в размерах гораздо меньших, чем на 2021 год – соответственно 27,5 и 26,2 миллиарда. Очевидно, в московских кабинетах власть всё же даёт понять, что край должен больше зарабатывать сам и меньше надеяться на федеральный центр.
Справедливости ради надо сказать, что собственные доходы заложены на плановые 2022 и 2023 году с ростом – соответственно 48,2 и 52,3 миллиарда рублей. Но факт и то, что этот рост незначителен, если учесть те заявленные проекты и инвестиции на 1,6 триллиона рублей до 2024 года и которые по идее должны дать многомиллиардные налоговые и иные поступления в краевой бюджет. Но надежды, как мы видим, всё те же, что и были в прошлые годы – на дорогую нашу столицу, то есть все уверены, что в федеральных кабинетах власти умереть с голоду не дадут.
С протянутой рукой
По расходам картина ещё более впечатляющая. Если на 2020 год они были предусмотрены в размере 76,4 миллиарда рублей, то на 2021 год – уже 85,2 миллиарда, то есть на 8,8 миллиарда больше. И дефицит бюджета всего около 1 миллиарда рублей, что в 2,8 раза меньше, чем он был заложен в бюджет текущего года. Опять же неприятно то, что на 2022 и 2023 годы расходы предусмотрены со снижением к бюджету текущего года – в 2022 году 76,7 миллиарда и в 2023 году 79,6 миллиарда.
Это всё отголосок того, что Москва, не смотря на всю лояльность к Забайкальскому краю и понимание трудностей разного характера в депрессивном регионе, всё же не намерена вечно кормить с руки наш регион. Ведь в прошлые годы, ещё лет пять назад, собственные доходы в структуре бюджета края, пусть он был меньше, достигали 70%, а в проекте бюджета на 2021 год этот показатель составит (при полной реализации собственной доходной части) - 53%. Остальные деньги по доброте душевной даёт нам федеральное правительство. Так что пусть оптимисты считают, что краевой бюджет наполовину полон, а пессимисты – наполовину пуст. Сам думаю так: если общие трудности в экономике заставят федеральный центр пересмотреть свою щедрость, снизить дотации, то как руководство нашего края будет выполнять бюджетные обязательства? Тем более, что даже бюджет на следующий год при щедрых финансовых вливаниях федерального центра покрывает потребности, по признанию самих министров, на 87%. Сами же зарабатывать, даже имея в виду розовый доклад министра Бардалеева об успехах в социально-экономической сфере, мы не умеем.
И доколе мы будем сидеть на московской паперти?
Бюджет латания дыр
В обсуждении такая оценка бюджета звучала несколько раз. Создавалось впечатление, что официальные докладчики и выступающие в порядке обсуждения проекта бюджета говорили о разных финансовых документах. Заведующая отделом социально-трудовых отношений и социального партнёрства Ирина Сёмина традиционно укоряла власть за то, что учителя школ в районах обделены и зарплатой, и справедливостью. В целом ряде муниципальных образований края зарплаты в бюджетах заложены на 10-11 месяцев и просвета в этом вопросе не видно. К тому же зарплата даже самых заслуженных учителей не достигает и 20 тысяч рублей. Более того, она теперь приравнена к зарплате технических работников школ, хотя сил, знаний, квалификации учителям требуется кратно больше. В руководстве края это знают, но уже не один год ничего не делают для изменения положения.
Точно подметил причину возрастания бюджета на 2021 год заместитель председателя комитета по государственной политике и местному самоуправлению Заксобрания Сергей Сутурин. Это не заслуга региональной власти, сказал он, произошло это благодаря дотациям из федерального бюджета. Собственные доходы остаются низкими, практически чуть больше дотаций, что, конечно, вселяет тревогу. Хотя власть как бы этого не замечает и продолжает бахвалиться результатами в экономической сфере, хотя на самом деле, подметил Сутурин, она в текущем году серьёзно просела. У нас в крае огромная безработица, а министр Бардалеев снова говорит о больших успехах, десятках проектов и о создании 60 тысяч новых рабочих мест. На деле же безработица в нашем крае в 6 раз больше, чем в среднем по стране. Почти во всех муниципалитетах нет денег даже на самое необходимое: ремонт социальных объектов, ЖКХ и проч. А по уровню жизни населения Забайкальский край занимает 83 место из 85 субъектов РФ. Ну, какие тут успехи в социально-экономической сфере?
Долг платежом страшен
Может быть, и не очень бросается в глаза (участники публичных слушаний тоже остались к этому факту равнодушными), но при возросшем показателе доходов бюджета в 2021 году на 10,7 миллиарда рублей, почему-то снова в проекте на следующий год предусмотрен государственный долг в размере 26,6 миллиарда, большую часть из которых намерены взять в коммерческих банках (22 миллиарда), а значит, под высокий процент, остальные долги - бюджетные. Картина с госдолгом будет примерно такая же, как и в текущем году (26,8 миллиарда на 1 декабря).
И встаёт вопрос – что за странная позиция? Ведь госдолг надо не только погашать, но и обслуживать, платить банкам высокие проценты. Как говорится, берём чужие и на время, а отдаём свои и навсегда. Только за обслуживание (уплата процентов) в текущем году потратили из бюджета 1,3 миллиарда рублей, в 2021 году запланировано почти столько же.
Много это или мало? Это как посмотреть. Например, на развитие сельского хозяйства края в 2021 году предусмотрено всего 1,7 миллиарда рублей, на охрану окружающей среды – около 350 миллионов, на развитие физкультуры и спорта – 857 миллионов рублей, на программу «Доступная среда» - 27 миллионов. Ну, и т.л. Так что долги, которые руководители нашего края берут у коммерческих банков и потом расплачиваются за них из общего народного кошелька – ложатся немалым бременем на всех забайкальцев.
Давно замечено: чем слабее экономика региона – тем больше там начальников с высокими зарплатами. Вот и у нас в крае – берём огромные кредиты в коммерческих банках под немалые проценты, а сами увеличиваем штаты управленцев и тратим на них сотни миллионов рублей из того же бюджета. Наш сайт уже писал об этом, давайте напомним. В 2019 году, например, предельная штатная численность госслужащих Забайкальского края была утверждена в размере 1698 человек, а на 2021 год она увеличена до 1732 единиц. Пример раздувания штатов показывает сама администрация губернатора края. В 2016 году там было 123 госслужащих, в 2019 году – 157, а в 2021 году – уже 217 «слуг народа».
Правда, ни о госдолге, ни о раздувании штатов на публичных слушаниях не говорилось. Как мы уже сказали в начале статьи, прошли они, за небольшим исключением, в тёплой, дружественной и формальной обстановке.
Не знаю, как для дела, но для здоровья участников самое то.