Войти в почту

Свердловский арбитраж отучил бизнес от преднамеренных банкротств

Светлана Александровна, мораторий - это благо или оттягивание неизбежного?

Свердловский арбитраж отучил бизнес от преднамеренных банкротств
© Российская Газета

Светлана Цветкова: В этом году у нас возбуждено 1247 дел о банкротстве юридических лиц, тогда как в прошлом - 1821. Безусловно, без моратория цифры были бы другими, но все-таки обвала бы не случилось. К тому же запрет распространяется только на особо пострадавшие от COVID-19 отрасли. Но, если организация, которая подпадает под это определение, уже находится в стадии ликвидации, она все же банкротится.

То, что мораторий ввели, на мой взгляд, разумно: в противном случае все риски пандемии легли бы на предпринимателей. Этот инструмент показал себя эффективным: еще в апреле мы отклонили восемь исков о признании финансово несостоятельными "особо пострадавших". Это предостерегло других кредиторов от обращений с заявлениями о банкротстве системообразующих и стратегических предприятий, представителей турбизнеса, стройкомплекса, грузоперевозчиков.

В прошлом году банкроты-физлица по численности опередили юрлиц. Эта тенденция сохранилась в 2020-м?

Светлана Цветкова: Да, причем количество граждан, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве, выросло на 63,3 процента: 4363 вместо 2762. У ИП показатели более скромные: 100 против 194 за аналогичный период прошлого года.

С чем связано "лидерство" граждан?

Светлана Цветкова: Закредитованность усугубил коронавирус. К примеру, есть случаи, когда человек с высшим образованием до пандемии трудился менеджером, а сейчас - заправщиком на АЗС, и это уже четвертое место работы за год.

Выросла ли средняя сумма задолженности?

Светлана Цветкова: Нет, проблема в том, что снизилась платежеспособность населения, и долг, который люди еще недавно считали посильным, теперь погасить не могут. С другой стороны, не надо трактовать рост банкротств граждан как однозначно негативный тренд: попавшие в сложную жизненную ситуацию освободятся от долгов.

Еще в апреле суд отклонил восемь исков о признании финансово несостоятельными "особо пострадавших". Это предостерегло других кредиторов от обращений с заявлениями о банкротстве таких предприятий

Правда, им надо помнить о прописанном в законе принципе сотрудничества с судом и финансовым управляющим. Это означает, что нельзя скрывать доходы, имущество, иначе долги не спишут даже по окончании процедуры. В 2020 году 31 дело закончилось именно так.

Конечно, банкротятся самые разные люди: и те, что совсем без денег, и с высоким уровнем благосостояния. Не раз уже вставал вопрос: почему в конкурсную массу не попадает роскошный особняк должника? Казалось бы, на поверхности лежит вариант решения вопроса: продать замок из 50 комнат и купить жилое помещение попроще, а разницу распределить между кредиторами. Такой нормы в законе нет. И Верховный суд Российской Федерации говорит: законодательно установлен запрет обращения взыскания на единственное жилое помещение, за исключением предмета ипотеки. К тому же надо помнить, что должны быть соблюдены права несовершеннолетних детей должника.

Юристов настораживает жесткий подход Свердловского арбитража в делах о банкротстве предпринимателей. Говорят, в других регионах такого нет.

Светлана Цветкова: Свердловская область - экономически активный регион. Раньше руководители и владельцы бизнеса накануне подачи заявления в суд все продавали, отдавали, переводили деньги на чужие счета. Или проводили мнимую сделку продажи товара, а фактически через сеть банков средства возвращали себе. Документы оформляли так, что комар носа не подточит. Сейчас мы выносим до 200 решений в год о привлечении к субсидиарной ответственности. Топ-менеджер теперь десять раз подумает, стоит ли заключать мнимые сделки, ведь арбитражный управляющий и кредиторы будут их проверять и оспаривать. Перспектива приобрести долг в 50-100 миллионов рублей, который не списывается даже при банкротстве граждан, - лучшая профилактика преднамеренного разорения компаний.

Если в гражданских делах действует принцип состязательности сторон, то в делах о банкротстве повышенные стандарты доказывания, и судьи вынуждены активно выяснять все обстоятельства дела. И Верховный суд РФ говорит: даже если сделка внешне безупречна, проверьте, можно ли было бы привезти такое количество товара, где расположен склад, имелись ли транспортные расходы, есть ли сотрудники?

Но ведь тем самым массу активных граждан "выбивают из седла", а способных рисковать и открывать бизнес не так много.

Светлана Цветкова: Мы не огульно привлекаем к субсидиарной ответственности, а только когда очевидно, что предпринимательского риска в сделке не было: просто передача имущества, никакой экономической целесообразности, в пять раз дешевле рынка и т.п. В корпоративных отношениях тоже часто бывает, что дивиденды платят не всем акционерам, а только одному. Потому что компания взяла у него заем и под видом выплаты дохода по акциям его возвращает. В Гражданском кодексе РФ указано: никто не может получить выгоду из своего недобросовестного поведения. Суд исследует и принимает во внимание все обстоятельства и доказательства в совокупности.

Стало ли больше хозяйственных споров, ведь кто-то попал в форс-мажор и не может исполнять обязательства по договору, заключенному еще до пандемии?

Светлана Цветкова: Такой тенденции не прослеживается, и в целом количество споров снизилось на 16,5 процента по сравнению с прошлым годом. Новые нормы права, введенные из-за пандемии, мы применяли неоднократно. В частности, 243 решения было вынесено с учетом моратория на выплату неустойки по коммунальным платежам и взносам за капремонт. В 175 случаях рассматривался вопрос о снижении арендной платы за коммерческую недвижимость или отсрочке. Напомню, что пока в регионе действовал режим повышенной готовности, арендатор не платил ничего, кроме задолженности по коммунальным платежам, после - 50 процентов. Погашать долги бизнес начнет не раньше 1 января 2021-го равными суммами и не чаще одного раза в месяц. Причем размер погашения задолженности не должен превышать половину месячной оплаты по договору. Мы не прогнозируем вала таких дел в новом году, ведь выходить из мораториев планируется постепенно, компаниям дают возможность восстановить деятельность. И, я думаю, многие с этим справятся. Последовательная политика государства свидетельствует о том, что решение о продлении моратория после 7 января 2021 года будет зависеть от эпидемиологической и экономической обстановки в стране.