Банк биометрических данных россиян: мнения экспертов
База биометрических данных россиян и иностранцев, которую анонсировали в МВД, позволит эффективнее ловить преступников и опознавать тела. В перспективе ее свяжут с системой распознавания лиц и наблюдения за транспортом.
Год назад о чем-то похожем говорилось в одобренной президентом госпрограмме о химической и биобезопасности граждан. Тогда предполагалось, что от этих угроз спасут генетические паспорта. Затем говорилось о некоем банке, где будет храниться обезличенная информация о россиянах. О трех генетических центрах за 11 млрд рублей сообщала вице-премьер Татьяна Голикова. А Роспотребнадзор требовал продумать систему защиты генетических персональных данных.
Об инициативе МВД мало что известно. Например, каким образом станут собирать информацию. По конституции гражданин имеет право отказаться от участия в этом процессе. Хотя уже сейчас наша биометрия есть в разрозненных базах, отмечает руководитель практики интеллектуального и информационного права ЮГ «Яковлев и партнеры» Анна Никитова.
Анна Никитова руководитель практики интеллектуального и информационного права ЮГ «Яковлев и партнеры» «Ведется разработка по созданию единой информационной системы. Но вовсе не определяется круг лиц, которые обязаны будут предоставлять туда свои данные. Учитывая, что у нас и так данных хранятся во многих информационных системах, просто они разрознены в разных ведомствах. Допустим, если мы говорим про Министерство иностранных дел, про визовые центры, мы же все эти данные оставляли для осуществления выезда за границу или для перемещения по территории РФ. А дальше уже смотреть разъяснения: в каких случаях гражданин будет обязан это делать».
Но если базы фото и отпечатки пальцев существуют, даже в том же МВД, то собрать генетический материал сложнее. Кроме того, его расшифровка — процесс, требующий серьезной технологической базы, которой в России в таких масштабах сегодня нет. Во-вторых, это дорогая процедура, в-третьих, не урегулирован этический момент, напоминает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов.
Константин Северинов заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН «Представим, что в ходе генетического анализа у человека обнаружат не только набор генетических свойств, определяющих его индивидуальность, но, например, предрасположенность к раку или свидетельство того, что у этого человека все дети будут больные. Тогда возникает вопрос — что делать с этой информацией и нужно ли отдавать ее человеку? Эти вопросы во всем цивилизованном мире очень серьезно обсуждаются. Но решения на эту тему пока нет. Финансовый вопрос: если генотипирование будет проделано на серьезном уровне, и мы говорим про миллионы российских граждан, это будет стоить миллиарды и даже десятки миллиардов долларов. Я сильно сомневаюсь, что у государства есть ресурсы в ближайшие три года сделать это хоть даже в пилотном варианте».
Отдельный вопрос — безопасное хранение данных. Если банковскую карту можно заблокировать, телефон сменить, паспорт переоформить, то поменять данные генома невозможно. Сбор подобных данных — скорее всего, неизбежное будущее. Однако пока нет четких гарантий информационной безопасности, создавать такую базу преждевременно. Комментирует врач, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.
Геннадий Онищенко врач, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке «Мои права должны быть защищены. Я, допустим, не хочу, чтобы кто-то знал о моих особенностях, с точки зрения генетических наследственных заболеваний, моей генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям, которые могут сыграть пагубную роль в моем продвижении по карьерной лестнице. Использование этих данных и знание особенностей моей психики, насколько МВД будет гарантировать мою безопасность. Вот эти огромные возможности сегодня должны быть сопровождены очень серьезными национальным и наднациональным законодательством».
За рубежом генетические паспорта гражданам оформляют не в криминалистических, а в научно-медицинских целях. В том числе для подбора таргетной терапии и раннего выявления возможных заболеваний.
Неделю назад МВД заявляло о планах подключить к поиску серийных преступников нейронные сети. О возможности воплощения этой идеи эксперты тогда тоже высказались скептически.