Войти в почту

Волна увольнений: Становится понятно, кто первым попадет под сокращение

Оптимизация системы государственного управления стартует 1 января 2021 года. Проще говоря, чиновников ждет сокращение в центральных аппаратах на 5%, в региональных – 10%. Причем коснется реформирование, видимо, не только персоналий, но и ряда ведомств.

Волна увольнений: Становится понятно, кто первым попадет под сокращение
© Свободная пресса

По информации газеты «Известия» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, обсуждается, в частности, оптимизация структуры Минцифры, однако кроме самого министерства, есть два агентства и одна служба.

«К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи — их будущее в правительстве обсуждается», - пояснил депутат.

Не исключает он реформирования и других ведомств. Информацию политика изданию подтвердил и источник в правительстве. Впрочем, в комментарии для РИА «Новости» Александр Хинштейн сказал, что окончательного решения по Россвязи и Роспечати нет.

Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 ноября сообщил о грядущем сокращении штатов госаппарата, добавив, что реформу далее откладывать нельзя и надо провести за 3 месяца.

Глава кабмина рассчитывает, что предлагаемые меры повысят эффективность работы исполнительной власти. Он также акцентировал внимание на налаживании надежного и эффективного механизма обратной связи между людьми и государством, чтобы любой гражданин мог оперативно получить ответ на своё обращение.

Кстати, по данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 млн. человек работало в государственных и муниципальных органах. Это около 2.4 млн. человек. На их содержание уходит 1,4% ВВП.

На сокращение численности чиновников правительство заставляет идти необходимость найти деньги для решения ряда задач, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

- Можно позволить менее жесткий бюджет, если все хорошо, и более жесткий, если не очень. Поскольку коронавирус, то потребность в нефти колеблется. При этом нужны деньги на борьбу с коронавирусом и т.д. Ведь Минфин ставил вопрос об атаке на «святую корову» - на военный бюджет. Это показывает, что вопрос острый.

«СП»: - Почему такими быстрыми темпами ее хотят провести?

- Такую реформу хочется провести как можно быстрее, потому что на время реформы система выключается. Пока ее не дореформировали, она (система – ред.) не работает. Но до сих пор, конечно, такие сроки никто не ставил. Может, это связано с остротой проблемы, а может со стилем управления Мишустина – размазывать кашу по столу он не собирается.

«СП»: - Сокращение чиновников проводилось не раз. Так почему же Мишустин решил провести очередное?

- Сокращение госаппарата – любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растет не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт – министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников. Потом задача исчезает, а институт остается, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500. У Ленина есть в 1918 году записка – «мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос».

«СП»: - Почему же так происходит?

- Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под нее. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу.

Все будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причем не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них. Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо, так как количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастет, так как согласований будет меньше. Ведомство, сидящее на выполненной задаче, обычно живет согласованиями, так как надо же их чем-то загружать.

Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, увольнять будут по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят нужна или нет та или иная структура? Понятно, что всегда что-то есть, какие-то недоделанные задачи, за которые структура цепляется. Однако если при серьезном анализе выясняется, что задачи выполнены и структуру надо закрыть, будет хорошо. Но если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30%, то все органы власти будут состоять из родственников.

Есть нулевой вариант – сократить все вакансии. Но, как я понимаю, на этом не закончится. Если министру реально хоть немного надо, чтобы министерство работало, он сядет и посмотрит, какие подразделения не выполняют реальные, а не бумажные функции. Если это будет проведено, то все получилось. Правда, это все равно временная победа, потому что, когда волна схлынет, каждый начальник начнет думать, что у него есть задача и не попросить ли под нее еще людей. А поскольку мы страна развивающаяся, то новые задачи будут появляться постоянно.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что в данном случае важно учесть событийный контекст реформы.

- Эпидемия коронавируса и меры борьбы с распространением этого заболевания существенным образом отразились на доходах государства. По словам первого заместителя главы Минфина Леонида Горнина, в 2020 г. сократятся 830 млрд. рублей по сравнению с предшествующим годом. Власти Москвы заявляют, что недополученные доходы бюджета столицы могут составить более 500 млрд. рублей, и еще 300 млрд. городская казна потеряет в результате выделения средств на переоборудование больниц для приема больных COVID-19.

Решить проблему нехватки средств путем «перенарезки» бюджетного пирога не получится: федеральные группы интересов уже приготовились осваивать выделенные средства, и лишить их источников дохода означало бы спровоцировать внутриэлитный конфликт. Последнее спровоцировало бы рост политической нестабильности накануне выборов в Госдуму, что недопустимо, с точки зрения власти. И потому федеральное руководство вынуждено довольствоваться лишь ограниченными мерами экономии, не затрагивающими интересы истеблишмента. Кроме того, в Кремле хорошо осведомлены, что широкие слои населения воспринимают госаппарат как чрезмерно раздутый и малоэффективный, в силу чего меры по его сокращению не вызовут особого возмущения.

«СП»: - Недавно Минфин предлагал сократить не только некоторые незащищенные статьи бюджета, реформировать правоохранительный блок, сократив в том числе сотрудников и отменив повышенную индексацию военных пенсий, а также отказаться от индексации зарплат чиновников. Мечты Минфина сбываются? Во что бюджету обойдется сокращение чиновников?

- Я сомневаюсь, что, на фоне событий в Белоруссии и в Карабахе, политическое руководство пойдет на сокращение силовиков или «оптимизацию» их доходов. Хотя нельзя исключать, что субъективный фактор либо последствия «войны башен» все же приведут к соответствующим решениям. Полагаю, что в ближайшем будущем точно можно будет ожидать дальнейшего сокращения численности сотрудников образовательных организаций, а после завершения эпидемии – еще и медиков.

Власти не отказывались от программ оптимизации систем здравоохранения и образования, а пандемия COVID-19 даже подтолкнула чиновников к ряду «интересных» решений в этом направлении. Оценить экономические последствия решения о сокращении госаппарата достаточно сложно: для этого нужно понять, каким образом они повлияют на эффективность госуправления, т.е. будут ли у реформы издержки, и каких масштабов они достигнут.

«СП»: - Ждать ли от «оптимизации» чиновников положительных результатов?

- «Архитекторы» этой реформы так и не привели полноценного описания того, каким образом будет увеличена эффективность работы чиновников. Скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто «бухгалтерском» выражении. «Оптимизацию» должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т.д. Также необходимо каким-то образом «сломать о колено» токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. Излишний авторитаризм и опечные модели организационного поведения, зачастую «завязанные» на родственных и дружеских связях, должный уйти в прошлое. Без этого на планах любой кадровой реформы можно смело ставить штамп «артель напрасный труд».

В случае сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению.