Войти в почту

Минтруда обещает: За счет чего будут расти пенсии и зарплаты россиян в 2021 году

В среду, 11 ноября, в нижней палате российского парламента прошел первое чтение законопроект о новом порядке расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ). Если раньше при определении этих показателей власти опирались на так называемую потребительскую корзину с ее конкретным набором товаров и услуг, то теперь в основу расчета положат уровень медианной заработной платы так, что МРОТ будет составлять 42%, а ПМ – 44,2% от ее размера.

Минтруда обещает: За счет чего будут расти пенсии и зарплаты россиян в 2021 году
© Свободная пресса

Предполагается, что таким образом в денежном выражении уже с начала 2021 года «минималка» вырастет до 12 792 рублей (+5,5% к нынешнему уровню), а к 2023 году – до 14 76 рублей. Прожиточный же минимум вырастет сначала на 3,7%/ (до 11 653 рублей), а на 2021-2025 будет установлен переходный период, в течение которого регионы обяжут привести этот показатель в соответствие с новыми правилами.

Комментируя это событие, представители Министерства труда и депутаты Госдумы отметили, что принятие этого законопроекта приведет к росту доходов граждан с небольшими зарплатами, а также увеличению пенсий.

«В настоящий момент уровень прожиточного минимума занижен в 61 регионе. Его повышение приведет к тому, что большее количество людей будут получать доплаты к пенсии, претендовать на социальную помощь и получать пособия», - отметил первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

«При росте медианной заработной платы в том числе будет расти верхнее значение выплат, с которых осуществляются платежи в Пенсионный фонд России. Больше платежи - больше пенсии», – заявил замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.

На первый взгляд, эта новость должна безоговорочно радовать. Ну в самом-то деле, стоило только закрепить в измененной Конституции социальную ориентированность нашего государства, как власти тут же озаботились благосостоянием граждан, чей уровень жизни неуклонно снижался последние 6 лет.

Однако накопленный за три десятка лет существования современной России опыт взаимоотношений народа и власти заставляет задуматься – а все ли тут так гладко, как обещают нам народные избранники и другие «государевы люди». И правда, если уж в «тучных» нулевых, когда на Россию буквально затапливал невиданный по своей щедроте ливень из нефтедолларов, ни о каких кардинальных пересмотрах уровней МРОТ и ПМ не было и речи, то на какие, грубо говоря, шиши государство будет делать это в годину самого сурового в новейшей истории кризиса?

С большим подозрением относиться к высказываниям о скором улучшении положения рядовых россиян тем более заставляет печальный пример с метко прозванной в народе «людоедской» пенсионной реформой 2018 года. Помните, каким медом в уши нищих пенсионеров лились обещания зампреда российского правительства по социальным вопросам Татьяны Голиковой о том, что из-за повышение пенсионного возраста на 5 лет неработающие пенсионеры только в 2019 году получат дополнительный годовой пенсионный доход порядка 12 000 рублей?

И что мы получили по факту? За 2 последних года пенсии подрастают в среднем где-то на 6%, что в денежном выражении составляет максимум 1000 рублей за каждые 12 месяцев, да и то далеко не у всех. А Счетная палата на днях официально констатировала – эффект для федерального бюджета от реформы по повышению пенсионного возраста оказался микроскопическим, и «до конца года в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 миллиардов рублей».

«Говоря о том, что введение новой методики расчета МРОТ и ПМ позволит увеличить благосостояние россиян и увеличить пенсии старикам, не поют ли чиновники вновь ту же самую «песенку» про белого бычка?» – поинтересовалась «СП» у экспертов. Их вердикт оказался печальным – поют по всем пунктам, да еще как.

Во-первых, «поют» про обещанный «рост доходов граждан с низкими зарплатами».

- Сама цифра душевого медианного дохода непрозрачна, так как считается с учетом теневых доходов. Ровно так же непрозрачна и медианная зарплата, потому что при ее определении малый бизнес в расчет можно принимать, а можно и не принимать, – обратил внимание завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, д.э.н. Вячеслав Бобков. – Сейчас, например, данные и по медианной зарплате, и по медианному доходу завышены, поскольку не были учтены несколько миллионов человек наемных работников в штатах у индивидуальных предпринимателей.

Проверить, насколько достоверно рассчитываются эти цифры, среди экспертов могут лишь единицы, да и те с неимоверным трудом. Соответственно, ни о каком общественном или экспертном стороннем контроле за данными расчетами говорить не приходится. То есть «сверху» будут спускать цифру, за которой совершенно непонятно, что стоит. И у меня есть твердое убеждение в том, что расчеты запутывают сознательно.

«СП»: - С какой целью?

- Прежде всего для того, чтобы банально подогнать цифру прожиточного минимума к той, что есть сейчас, увеличив ее всего лишь на 3−5%. Это результат того, что во главе Минтруда встали финансисты со своим аппаратным подходом к социальным проблемам – расчет не от потребностей, а от формальных показателей. Они ведь прекрасно понимают – если сейчас реально поднимать ПМ, то ведь придется как-то решать задачу по снижению бедности в стране в 2 раза, а ее не просто так отодвинули теперь на 2030 год, когда уже не с кого будет спрашивать за ее невыполнение.

Получается, теперь цифры для расчетов будут браться не от реальных нужд, а на основе статистики. То есть вся ответственность за эти социальные расчеты попросту взваливается на Росстат, а Минтруда через это полностью снимает с себя ответственность за величину прожиточного минимума в стране.

Во-вторых, «поют» чиновники и про рост размера пенсий. Странным образом руководство Минтруда забыло, что пенсии-то нынче рассчитываются не в прямой зависимости от размера заработной платы, а по количеству так называемых «e-баллов» (английская литера «е» является общепринятым обозначением электронных систем во всем мире). По утверждению доктора экономических наук, члена Комитета гражданских инициатив Евгения Гонтмахера, эта система выстроена таким образом, чтобы гражданин ни при каких обстоятельствах не догадался, сколько ему должны платить на «заслуженном отдыхе».

К тому же, бюджет Пенсионного фонда России рискует в самое ближайшее время существенно сократиться из-за проивокоронавирусных мер поддержки экономики нашим правительством.

— Если мы снижаем налоги и взносы в страховые фонды с 30% до 15%, то поступления в ПФР от работодателей, естественно, сократятся, – констатировал экономист Никита Масленников. – В этом случае для покрытия образовавшегося дефицита общий трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд России может вырасти в два раза. То есть вместо нынешних 3 триллионов он составит уже 6 триллионов рублей. Как вы думаете, долго ли наш государственный бюджет вообще сможет позволять себе подобные расходы?

- А в складывающихся условиях, – напомнил руководитель Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, экономист Николай Ахапкин, – он неминуемо будет подвергнут секвестру. Может быть, мои слова покажутся кому-то слишком жесткими, но дай бог, чтобы при таких раскладах пенсии старикам вообще сохранились. Сокращение бюджетных расходов, в том числе — даже по социальным направлениям и статьям, которые до этого традиционно являлись защищенными, думаю, в этих условиях не исключен.

Все, что правительственные чиновники обещают народу в плане улучшения ситуации с доходами населения и снижения доли бедных россиян – не более чем сказки про молочные реки с кисельными берегами, резюмировал член КПРФ, политик, общественный деятель Вячеслав Тетёкин.

— Они там постоянно занимаются подобными вещами, создавая у общества и президента иллюзию, что дела в экономике России обстоят не так уж и плохо, а главные проблемы страны — происки внешних враждебных сил. Тем временем Росстат зафиксировал почти 20 миллионов нищих. А если учесть, что еще 45% наших граждан находятся в состоянии бедности, получается, вообще под 60% населения испытывает нужду. Цифра чудовищная, особенно если вспомнить, что всего лишь 30 лет назад у нас понятия нищеты не существовало вообще.

«СП»: — Получается, вопреки обещаниям экономистов из правительства, россиянам все же не стоит надеяться ни на рост своих реальных доходов, ни на улучшение ситуации с бедностью, нищетой и безработицей?

— Можно с уверенностью говорить только о том, что количество бедных в стране все же сократится. Только вот, к сожалению, по совсем другой причине. У нас только в этом году вымирание населения достигло отметки в 260 тысяч человек, нетрудно предположить, что подавляющее большинство из этого количества — бедные и нищие люди. Выходит, единственное, на что способно государство в вопросе сокращения уровня бедности и нищеты — делать это через вымирание населения.

И никаких перспектив изменения этого чудовищного положения пока не предвидится, ведь нынешняя власть откровенно заявляет, что ее цель, уже превратившаяся в некий фетиш, — борьба не с бедностью, а с инфляцией. Но нулевая инфляция, как хорошо всем известно, встречается только в одном месте — на кладбище. Вот в этом направлении нас всех сейчас и ведут.