Войти в почту

«Посещаемости в 25% никакая экономика не выдержит»

В Москве вводят новые ограничения из-за коронавируса. В частности, заведениям общепита с 13 ноября в течение двух месяцев запрещается работать с одиннадцати вечера до шести утра, а театрам можно продавать не больше 25% билетов. Бизнес говорит, что из-за этого будет трудно сохранить штат, а значит, придется отдавать банкам кредиты, которые брали из расчета, что деньги отдаст государство.

«Посещаемости в 25% никакая экономика не выдержит»
© BFM.RU

Хоанг работает барменом в одном из московских баров. Заведение открыто с четырех вечера до четырех утра. Но сейчас из-за новых ограничений в Москве придется менять график работы и продавать напитки до одиннадцати вечера — как минимум два месяца. Вот только кому нужен алкоголь в дневные и ранние вечерние часы?

Это на фоне того, что посещаемость ресторанов и баров в последнее время снова резко снизилась. Хоанг вспоминает, как во время весенне-летнего карантина он получал половину зарплаты. Из нее еще половину отдавал подчиненным, чтобы они как-то могли прожить. У нашего героя есть своя квартира, он старается поменьше тратиться, так что у него относительно все в порядке. Но коллегам придется непросто.

«У меня есть много знакомых барменов, которые приехали в Москву из Питера, из Казани. Они снимают квартиры и комнаты, берут треть или четверть зарплаты именно на это. Ставка у них часовая или посменная, а значит, что если ты не работаешь, то ты ничего не получаешь. У большинства барменов чаевые — это половина, если не больше ежемесячной зарплаты. Если ты не работаешь, у тебя нет гостей, тогда и чаевые ты не получаешь. В Москве много барменов, которым, возможно, придется вернуться к себе [на родину] на какое-то время».

Если бармены и официанты разъезжаются по своим городам, значит, они и увольняются. Соответственно, кафе не может сохранить штат, и это для бизнеса автоматически может стать огромной проблемой. Многие рассчитывали, что будут работать как прежде, из последних финансовых сил сохраняли рабочие места и брали кредиты под 2%. При условии сохранения штата такой кредит выплачивает государство. Но из-за новых ограничений далеко не все смогут выполнить это условия и вскоре придется возвращать деньги банкам. Причем не под 2%, а по рыночной ставке в 15%, что для кого-то станет банкротством.

«Будем выживать», — говорит владелец сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко, который взял льготный кредит.

Станислав Лисиченко владелец сети ресторанов «Китайские новости» «Клубы, караоке, бары — как они, бедные, будут выживать, пока не знаю. Что касается ресторанов, им, возможно, будет не очень хорошо. Будем выживать, будем прорываться. Других вариантов нет, учитывая, что мы получали помощь у государства на возобновление бизнеса. Там одним из условий помощи было сохранение рабочих мест. Людей будем сохранять, я думаю, что в этих условиях в декабре опять расцветет доставка».

Еще одни пострадавшие — это частные учреждения культуры, которые не получают деньги от государства. Например, частные театры. Их не закрывают, но заполнять зрительный зал можно лишь на четверть. «Со спектаклями, скорее всего, придется расстаться и закрыть их», — констатирует Леонид Роберман, театральный продюсер и директор агентства «Арт-партнер», которое работает как независимый театр.

Леонид Роберман театральный продюсер и директор агентства «Арт-партнер» «Нет смысла говорить здесь об экономике, потому что посещаемости в 25% никакая экономика не выдержит». Если принимаются официальные указы и театры закрываются, нужно помогать, нужно давать деньги. Сейчас можно деньги не давать. Театры работают, театры открыты — пожалуйста, идите, покупайте билеты. Я думаю, все то, что не удалось сделать первой волне, то вторая волна доделает. Она добьет негосударственные театры совершенно точно».

Кстати, в тексте, который опубликовал Сергей Собянин, нет ни слова о помощи тем, чью работу ограничивают. Правительство формально и не обязано помогать. Оно ведь не закрывает ни рестораны, ни клубы, ни детские развлекательные центры, ни театры. Работать можно, но в указанных рамках. Например, ночные клубы могут работать днем, пожалуйста. Но ночью ночным клубам работать нельзя. Зато нет никаких ограничений на доставку блюд. Правда, барам это мало поможет — доставка алкоголя запрещена. Видимо, барменам придется временно переквалифицироваться в курьеры и днем носить клиентам еду. Или пойти на биржу труда. Зато хоть отоспятся.