ФЕНКА Владимира Штернфельда вошла в крутое пике
После развала Союза, и с последующим приходом и укреплением новой российской действительности начали бесконтрольное размножение сотни еврейских организаций как религиозного толка, так и светские. В настоящий момент назвать точное их число вряд ли кто-то возьмется, да и не к чему рассматривать микроскопические организации, зачастую состоящие из одного или двух человек, и созданные с одной единственной целью – представляться на арене общественной деятельности. Ну и разумеется, собирать деньги за своё на ней присутствие.
Более крупных организаций, находящихся на вершине «пищевой цепочки» всего около 15-20 штук. Обычно это сетевые организации с филиалами в различных субъектах России.
Одной из таких является общественная организация «Федеральная еврейская национально-культурная автономия» (ФЕНКА). Созданная в 1999 году, имела около пятидесяти региональных представительств и ставила основной своей целью поддержание еврейской культуры, языка, традиций и других высоких и светлых целей. В течение пятнадцати лет организация была известной и процветающей, однако время шло, люди в руководстве менялись, и организация начала ветшать, уходить в тень и постепенно исчезать из медиа пространства, оставляя за собой лишь снисходительные улыбки обманутых спонсоров, попечителей и сотрудников некогда перспективной организации.
Что же послужило такому бесславному увяданию? Давайте анализировать.
Несколько лет назад на должность президента ОО «ФЕНКА» был избран бывший крупный чиновник московской мэрии (заместитель заместителя Мэра) и разорившийся цементный магнат Владимир Штернфельд, на склоне лет решивший разыграть национальную карту. После получения гражданства Израиля и приобретения недвижимости в земле обетованной, патриот своей Родины решил заняться общественно-политической деятельностью и, разрисовав электорату райские кущи, грядущие вместе с его избранием, а также воспользовавшись отсутствием хоть каких-нибудь других претендентов, был торжественно и единогласно принят в качестве лидера еврейской автономии.
Новая метла - по-новому метет. Через непродолжительное время новый руководитель начал избавляться от старых и проверенных кадров. Первым и главным шагом к абсолютной власти стало избавления от генерального директора г-жи Михалёвой, отдавшей организации пятнадцать лет безупречной работы и поставленному на её место карманному «мальчику».
Следующим ходом стало бесконечное расширение своих (президентских) полномочий. На общем съезде всех членов ОО «ФЕНКА» г-н Штернфельд и закрепил изменения в уставе, дающие ему и только ему почти бесконечную власть над всем и вся, включив в свою компетенцию даже мелкие технические функции директора, такие как увольнение (неугодных) сотрудников, чем он и пользовался в последствии без зазрения совести. Естественно, тем самым обесценив должность директора, функции совета (его превратил из управляющего органа в «продажные» номинальные места) и ликвидировал какую-либо систему «сдержек и противовесов» в уже полностью своей организации.
Почему же региональные делегаты так легко пошли на это? Секрет такого решения кроется в непревзойдённом красноречии господина Штернфельда и его умении продавать любую чушь под соусом великой идеи. Он - мастер перевоплощений и с одинаковой легкостью прикидывается и кроткой овечкой, и бедным евреем в зависимости от ситуации. К слову говоря, в «кабинеты из кожи» Старой Площади он ходит исключительно в «костюме» робкого еврея, просящего исключительно за и для всего еврейства, и с глазами преданного пса, готового исполнять любые указания Кремля. Владельцы же этих самых кабинетов, видимо, являются большими поклонниками подобного лицедейства, так как регулярно «покупают билеты» на моноспектакли г-на Штернфельда, что говорит о их неразборчивости при просмотре «афиш».
Способствует такому сценическому успеху нашего героя его умение представляться руководителем несуществующих организаций или организаций, к которым он не имеет никакого отношения. Некогда созданный Всемирный конгресс русскоязычного еврейства, в котором г-н Штернфельд не более чем никто, но вовремя прознавший про такой выгодный лот - неплохо им приторговывает, уверяя, что он его создавал, вскармливал грудью, и, естественно, готов принять в его ряды достойных джентльменов на самые престижные посты, разумеется, не безвозмездно. Более того, он умудряется брать с доверчивых граждан пожертвования на эти организации и их мероприятия.
Хотя, казалось бы, зачем? По должности, президент Федеральной еврейской автономии имеет законное место в Совете при Президенте России по межнациональным отношениям, заседания которого проходят в Кремле, транслируются по центральным телевизионным каналам. Члены Совета имеют возможность без посредников обсудить проблемы своих организаций с Президентом страны и при должной хватке все эти бонусы можно легко монетизировать. Судя по тому, что на последних семи заседаниях Штернфельд отсутствовал, ему с Президентом России обсуждать нечего. А раз нечего обсуждать, так и нечего тратить время на посещение подобных собраний.
Впрочем, и для отчёта за потраченные средства перед общественностью, спонсорами и меценатами г-н Штернфельд использует результаты, полученные другими организациями, выдавая их за свои. А как иначе, если своих и нет? Так, он не гнушается отчитываться тем, что сделано на деньги государственных грантов, например, книга «Лица России». Конечно, её никто не видел на полках книжных магазинов и не слышал такого названия, она издалась скромным количеством экземпляров для показухи много лет назад, но до сих пор является отчетной позицией деятельности. Но это – былые заслуги, сегодня ФЕНКА не в состоянии выиграть ни один грант, что, конечно, говорит о «профессиональном» росте организации…
Но проблема с демонстрацией кипучей деятельности скоро полностью покинет организацию. Ряда тех, кто долгие годы помогал на регулярной основе, предоставляя финансовые средства, редеют с каждым днем. Остался один или два, самых стойких или наивных. Меценаты, готовые вкладывать свои силы и свой опыт уходят, когда понимают, что они нужны только как «кошельки», а не как полноценные участники процесса реализации уставных целей организации. Они понимают, что их просто «пользуют», не давая взамен ничего, даже не слушая их мнения, не принимая их идеи и проекты даже к рассмотрению. Объяснение такого состояние дел до боли прозаично – властолюбие г-на Штернфельда. Понимая, что реальной силой и ресурсом он не располагает, он уничтожает любого, кто неправильно невзначай взглянет на его «трон». А потому, после нескольких лет «его работы», в организации не осталось ни спонсоров, ни приемников, ни профессионалов, лишь безмолвная масса слуг для господина. Но с чего же тогда получать деньги? Торговля!
Предложения можно образно разделить на несколько «пакетов»:
- «национальный» пакет (Вы же еврей! Вы же настоящий еврей! А у вас еще нет Израильского гражданства! А мы в посольство входим, открывая дверь ногой. Пожертвуйте, и будет вам даркон)
- «рекламный» пакет (мы будем вас восхвалять, любить и целовать на всех углах, мероприятиях и сайтах)
- «административный» пакет (мы заведем вас во все кабинеты «старой площади», «лубянки» и вообще всего центра столицы, где ваши планы обретут новые, ранее невиданные силы)
- «силовой» пакет (ну там… через кого надо… мы порешаем, покашляем, помурлыкаем и все решим, но деньги вперед)
- «наградной» пакет (вы все еще без госнаград? Тогда мы идем к вам!)
- «бизнес» пакет (соединим, сведем, обмозгуем, «разведем»)
- «тюремный» пакет (не гоже таким уважаемым, честным и благородным людям, оговоренным злыми языками, чалиться на нарах без УДО)
- пакет «микс» - очень популярный (все функции из выше перечисленных предложений, но без особого рвения и гарантии результата, так как нам нужны только ваши деньги, если что не так – то без обид).
Зато некоторых успехов г-н Штернфельд добился, например, в сращивании с политической оппозицией. Конечно, пока слабой и бессистемной, такой, как либеральное движение «Демократическая Россия» во главе с Леонидом Зильбергом, но тем не менее. А чего стоит, например, стремление г-на Штернфельда освободить из-под стражи Анатолия Зака?! Да-да того самого, по вине которого погибло более 150 человек в ночном клубе «Хромая лошадь». Вряд ли эти поступки можно назвать обдуманными…
Вот и выходит в итоге, что один в целом неглупый человек, имеющий в прошлом имя и государственные награды, под влиянием своего тщеславия или страха, а может и более глубоко завуалированных целей, планомерно и неумолимо уничтожает крупную еврейскую национальную организацию, превращая ее в инструмент для решения исключительно собственных вопросов.