Войти в почту

Неравный бой ведет "лечебная дружина". В России медикам приходится отстаивать свое право на страховку в случае заражения коронавирусом. По данным Свердловского отделения профсоюза медицинских работников, в регионе уже 364 человека не могут доказать, что им положены выплаты по ОМС, потому что они подцепили заболевание не от пациентов, а от коллег.

Неравные медики
© Уралинформбюро

"Им отказывают под предлогом того, что в указе президента нет пункта об источнике заражения как от своих сослуживцев. Еще вариант - недавно мы получили обращение о том, что при госпитализации ребенка в детскую больницу с ним отправилась мать. У родительницы был отрицательный тест на COVID-19, но за время нахождения в медучреждении она заразилась. Медсестре, работавшей с ребенком, отказали в страховой выплате", - рассказал "Уралинформбюро" председатель областного отделения медпрофсоюза Сергей Угринов.

На текущий момент единовременную страховую выплату в размере 68 811 рублей назначают подхватившим коронавирус врачам, среднему и младшему медперсоналу, водителям автомобилей скорой помощи, непосредственно работающим с пациентами. Каждый день в Свердловской области производится по 15-28 выплат, говорится в ответе регионального отделения Фонда соцстраха (ФСС) на запрос агентства.

В минздраве региона разъяснили, что расследование случая причинения вреда здоровью медработника проводится врачебной комиссией работодателем после получения уведомления от медицинской организации, установившей диагноз. В ФСС направляется справка на единовременную выплату, которую должны произвести не позднее следующего дня.

В случае инвалидности или смерти медработника установлены дополнительные страховые гарантии - от 668 113 рублей до 2,7 миллиона рублей. Это правило распространяется исключительно на тех, кто лечит пациентов с COVID-19 в стационарах.

Вроде, все по указу президента, нарушений нет. Но как так может быть? Врачам, рискующим здоровьем и жизнью не меньше чем в COVID-госпиталях, нужны гарантии, поддержка государства. По факту переболевший коронавирусом медик вне "красной зоны", даже получивший серьезное осложнение, которое приведет к потере трудоспособности, не получит никаких компенсаций. Я молчу о реабилитации, которую также необходимо распространить на каждого врача. Пока данная норма рассчитана на персонал, имевший тяжелую и среднюю степень заболевания. Однако никто не знает, какие могут быть последствия заболевания через полгода-год у тех, кто "легко" справился с коронавирусом", - подчеркивает Угринов.

Забыты оказались и представители так называемого "прочего персонала", на которых и вовсе не распространяются страховые выплаты.

"Сейчас в России сотни тысяч бывших санитаров и младших медсестер, которых в предыдущие годы лишили статуса младшего служебного персонала, и перевели в уборщиков формально. Однако они ухаживают за пациентами, работают с грязным бельем, с биологическими жидкостями, и также заражаются", - объясняет сопредседатель межрегионального профсоюза медицинских работников "Действие" Андрей Коновал.

Создается ощущение, что федеральные ведомства хотят сэкономить денежные средства. Мы уже три месяца активно связываемся с Минздравом, ФСС, проводим совещания с коллегами в других регионах. Пока есть успех в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде - там пришли к выводу, что пустоту можно заполнить на региональном уровне - по страховым случаям, не вошедшим в указ № 313, назначают местные надбавки. Мы обратились к губернатору Свердловской области, обращение еще находится на рассмотрении", - рассказал Сергей Угринов.

"Сами медики, столкнувшиеся с заражением COVID-19, уверены, что только с помощью профсоюзных организаций могут защитить свои права. Так, инфицированным работникам здравоохранения, попавшим в Пермскую ЦРБ, удалось без проблем получить страховые выплаты.

"У нас председатель и два члена профкома входят в комиссию, специально для этой цели созданную. Комиссия мониторит ситуацию по больнице, собирая информацию через начмедов. Спорные ситуации были, но всегда решались в пользу работников", - комментирует Евгений А. (имя изменено — прим. ред.).

По словам Андрея Коновала, зачастую разбирательства по страховым случаям затягиваются, в том числе под предлогом установления проявления симптомов инфекции в течение 14 дней.

"Я считаю, что в случае, когда сложно установить источник заражения, должна быть презумпция медработника, нельзя заболевание списывать на бытовой случай, как будто работник заболел на стороне", - подчеркивает сопредседатель межрегионального профсоюза медицинских работников "Действие".

Сейчас коронавирус каждый день пишет новые правила для больных и здоровых. Главное, чтобы было кому находиться на передовой необъявленной войны. При всей сложности с бюджетными средствами у нас не та ситуация, когда нужно экономить на медиках. В противном случае мы рискуем остаться без своей армии в белых халатах. И тут министр обороны Шойгу будет бессилен помочь.

Надежда ГААГ