Войти в почту

Медицинским страховщикам хотят прописать стандарт обязанностей

Идея уменьшить процент на «ведение дела», причитающийся страховым медорганизациям из денег, которые выделяет территориальный фонд ОМС, вызвало нешуточные дебаты в профессиональной среде. Ряд страховых компаний предупреждают, что если предполагающий это законопроект, пока что прошедший в Госдуме лишь первое чтение, будет принят, это станет «отходом от страховых принципов» и от этого пострадают пациенты. Так ли это, обсудили на «круглом столе», организованном Комитетом Госдумы по охране здоровья.

Медицинским страховщикам хотят прописать стандарт обязанностей
© Парламентская газета

Может, умерить аппетиты?

Законопроект, принятый в первом чтении 21 октября, предписывает: диапазон средств, поступающих в страховую компанию на «ведение дела» должен снизиться с нынешних 1-2 процентов до 0,5-1 процента от сумм, направленных в неё по дифференцированным подушевым нормативам.

«Наши расчёты показывают, что уже при достижении уровня расходов на ведение дела до 0,8 процента примерно 15 из 31 страховой медицинской организации станут убыточными и, соответственно, потеряют какие-либо стимулы к осуществлению своей деятельности в этом сегменте», — предупредил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. При понижении расходов до 0,7 процента убыточной станет вся отрасль. То есть компании начнут сворачивать свою деятельность, считает он.

В Госдуме таких пессимистичных прогнозов не разделяют. Как напомнил председатель Комитета палаты по охране здоровья Дмитрий Морозов, уже сегодня в подавляющем большинстве регионов на ведение дела страховщикам перечисляют 1 процент, больше — лишь в трёх субъектах. Так что совсем необязательно, что дело дойдёт до урезания бюджета. «Однако функционал страховых медорганизаций должен быть переосмыслен в соответствии с реалиями нового времени», — уверен депутат.

Так, в работе с пациентами страховщики должны уделять больше внимания контролю за диспансеризацией, следить, чтобы человек вёл здоровый образ жизни, активнее помогать больным в решении спорных вопросов с врачами. «Должен быть истинный контроль лечения — его стратегии, качества, наполнения. Когда же, образно говоря, больницы и поликлиники штрафуют за неразборчивый почерк врача — медики этого не понимают», — подчеркнул парламентарий.

Поэтому, по мнению Морозова, полезно подумать над созданием единого стандарта обязанностей страховой медицинской организации, чтобы можно было отслеживать, как эти обязанности меняются параллельно с развитием самой системы здравоохранения. «Тем более сегодня мы движемся к новым моделям в сфере охраны здоровья: создаём межрегиональные центры, референс-центры по диагностике онкологических патологий, развиваем единую государственную информационную систему здравоохранения», — сказал депутат.

Куда идут деньги

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования готов прислать в регионы новые рекомендации с указанием, как определять норматив «на ведение дела», рассказала его председатель Елена Чернякова. Выбор процента, просто исходя из предложенных «верхних и нижних границ» в фонде не поддерживают: «все это должно быть обоснованно и соответствовать объёму выполняемых функций», пояснила она.

По словам главы Минздрава Михаила Мурашко, нужно чётко распределить полномочия, кто за что отвечает, и запросить у страховых компаний предложения по совершенствованию системы взаимодействия с пациентами.

В идеале платить медицинским страховщикам нужно по тем же принципам, что и больницам: за реально оказанные услуги и удовлетворенность населения этими услугами, считает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. Также страховым медоргаизациям было бы неплохо обосновывать предполагаемые расходы на ведение дела и объяснять, как именно это повысит качество и доступность медпомощи, считает член Комитета Госдумы по охране здоровья Тамара Фролова. «И важно, чтобы выделяемые им средства шли именно на эти цели — например, на оплату работы врачей, которые проводят экспертизу качества оказываемой медпомощи», — подчеркнула депутат.

Федеральным клиникам — федеральное финансирование

Ударом по своим интересам ряд страховых компаний считает и перевод на прямое финансирование федеральных клиник. Согласно законопроекту, деньги им будет давать сам Фонд ОМС, без участия страховщиков. При этом в медицинском сообществе эту инициативу горячо поддерживают.

Федеральные клиники призваны оказывать «круглосуточную, качественную медпомощь высокого уровня», подчеркнула главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава Оксана Драпкина. Здесь концентрируются специалисты высокого уровня, ставятся наиболее сложные диагнозы.

Нередко пациенты приезжают в такие центры самостоятельно, не дождавшись направления в своём регионе, и очень сложно им объяснить, почему, имея на руках полис ОМС, они не могут получить необходимую медпомощь, рассказала заместитель генерального директора по лечебной работе Национального медицинского исследовательского центра радиологии Галина Алексеева.

«Мы начинаем изыскивать пути, зачастую проводя обследование или даже лечение за счёт учреждения. А это нецелевое использование средств, и мы, естественно, сталкиваемся с санкциями страховых медорганизаций», — рассказала она. Закон, переводящий федеральные клиники на федеральное финансирование, проблему решит, уверена она.

Когда он вступит в силу, регионы смогут направлять туда пациентов, которым требуется не только высокотехнологичная медпомощь, но и специализированная. И при этом можно будет не заботиться об оплате — деньги поступят из федерального фонда ОМС. «Таким образом, повышается доступность этих медорганизаций для граждан», — подчеркнул Дмитрий Морозов. Одновременно увеличится и ответственность — контролировать работу этих клиник тоже будет Федеральный фонд ОМС. «Считаем правильной такую формулировку: федеральным клиникам — федеральное финансирование и федеральный контроль», — подчеркнул депутат.