Курганская боль
На ковидной карте Уральского федерального округа "пылает" Зауралье. Регион с миллионным населением может создать угрозу всем своим соседям, когда из него устремятся зараженные коронавирусом.
Спецназ Мурашко
Как только осенью начался подъем заболеваемости COVID, в Зауралье одними из первых в стране перешли на дистант вузы и школы. Еще до рекомендаций главного санврача РФ Анны Поповой под запретом оказалась работа ресторанов и кафе после 23 часов, а увеселительным заведениям посоветовали приостановить проведение свадеб и прочих банкетов.
ГИБДД принимает посетителей исключительно по электронной записи. В поликлиниках приостановлена плановая помощь. Детей просят лишний раз не выходить на улицу. Словом, жизнь замерла в ожидании снижения количества новых случаев COVID-19.
Но меры не дали нужного результата, иначе в регион не отправилась бы спецкомиссия Росздравнадзора. О том, что эпидситуация в Курганской области на пределе, на днях сообщила депутат регионального Заксобрания Татьяна Воробьева.
"Я обращалась к федеральным властям, потому что никак не могла выйти на контакт с депздравом. Предлагала представителям ведомства прийти на совещание в ЗакСо, обсудить, какие необходимо предпринять шаги, в итоге получала ответ, что работники департамента заболели. Меня очень волнует, выживем мы или нет. Я объясню: у нас большие проблемы с кадрами, с оснащением, с закупом лекарств. Тот же департамент здравоохранения говорит, что у нас 500-700 звонков в скорую, но при этом в сутки выявляется по 70 случаев коронавируса. Это как так?" - рассказала Воробьева корреспонденту "Уралинформбюро".
После того, как ее обращение разлетелось в СМИ, последовала реакция губернатора Вадима Шумкова. Он попросил главу Минздрава Михаила Мурашко отправить в регион специалистов.
Следом появилась информация, что министр обороны Сергей Шойгу отправляет в Зауралье военных медиков ЦВО. Однако депздрав Курганской области продолжает утверждать "мы сами справляемся", при этом прося деньги на покупку лекарств и оборудования.
Сопредседатель межрегионального профсоюза медицинских работников "Действие" Андрей Коновал объясняет, что Курган оказался в неравном положении с другими регионами.
"Если Москва может вкладывать собственные средства в эту сферу, то дотационные субъекты нет. В результате столица вытягивает кадровый состав, - комментирует эксперт. - Понятно, что это неправильная политика. Государство должно увеличивать финансирование здравоохранения как минимум в два раза, чтобы не было таких, как в Курганской области, перекосов".
Уже многие годы в Зауралье не решается вопрос с медицинскими кадрами, пандемия еще больше его усугубила. "У нас нет своего медвуза, у соседей они есть, поэтому наполняемость штата в больницах там выше. Можно было бы, например, интернов сейчас привлекать, чтобы они лечили пациентов с коронавирусом. К тому же, у нас бедный регион, низкие зарплаты, сюда врачи не едут", - утверждает Татьяна Воробьева.
Запахло саботажем
По мнению депутата Госдумы Андрея Альшевских, которому зачастую приходится заступаться за медиков, происходящее в Зауралье - точечная проблема, и именно поэтому необходимо разбираться с работой тамошних властей.
"Когда случается саботаж на местном уровне, жестко надо выявлять его зачинщиков. Иначе в федеральный центр поступает неверная информация, занижается статистика. Чиновники должны нести ответственность. Дело в том, что картинка у федерального центра по любому субъекту складывается, исходя из полученных данных. А когда вскрывается нечто, туда уже едут федеральные ревизоры, и те в итоге признают, что проблемы были. За это надо наказывать", - подчеркивает Альшевских.
Депутат уверен, на примере Курганской области главам субъектов необходимо уяснить, что не нужно скрывать информацию о ситуации с коронавирусом.
Не стоит забывать, что зауральцы на заработки отправляются к своим соседям - в Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую области. Что, если пора примерить зарубежный опыт и закрыть Зауралье от других субъектов, безусловно, без препятствий для бизнеса?
"Такие решения могут быть приняты только на федеральном уровне, но никак не на региональном, - рассуждает Андрей Альшевских. - Я в целом считаю, что в условиях пандемии именно федеральный центр понимает, какие будут последствия от вводимых ограничений".
Депутат курганского Заксобрания Воробьева настаивает: "Закрывать можно только для того, чтобы обезопасить соседей! Нам же надо в первую очередь разобраться с медициной, ввести режим ЧС".
Уроки весны
Курганская область никогда не блистала своими экономическими показателями. Один из самых депрессивных регионов страны, имеющий серьезные кадровые проблемы в сфере медицины, чье население стремится "навострить лыжи", еще в начале пандемии выглядел крайне уязвимо.
Губернатор Курганской области Вадим Шумков
Весной казалось, что частичное закрытие границ области дало свои результаты и COVID-19 удалось сдержать. Осенью, как и по всей стране, заболеваемость резко поползла вверх. И сейчас теоретический возврат к столь жесткой мере вряд ли окажет положительное влияние, считает исполнительный директор регионального Союза промышленников и предпринимателей Алексей Симанов.
"Закрытие [региона] весной ничего не дало хорошего, и тем более не даст сейчас. Это только нанесет ущерб экономике области, но никак не изменит ситуацию с коронавирусом", – утверждает он.
По словам Симанова, от закрытия границ резко снизилась оперативность получения материалов для производства и доставки грузов конечным потребителям.
"Крупный и средний бизнес, промышленные предприятия, понесли не очень большой ущерб от воздействия коронавирусной инфекции, в основном пострадал малый бизнес, непроизводственная сфера. Мы ее неимоверно раздули, не позаботившись о том, что могут наступить такие моменты, когда они и хотят предоставить свои услуги, а к ним не допустят тех, кто принесет деньги", – подчеркнул он.
Пандемия надежно закрепила регион в "двоечниках". В частности, Зауралье в этом году проваливает исполнение национальных проектов. Согласно данным уральского полпредства, на 1 сентября 2020 года нацпроект "Здравоохранение" финансово исполнен лишь на 22,5%, "Образование" – 11,4%, "Безопасные и качественные автодороги" – 29,5%, "Цифровая экономика" – 5,6% и так далее.
Недавно ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова выразила мнение, что Вадим Шумков еще до пандемии должен был сидеть в приемной министра финансов Антона Силуанова и просить дополнительные деньги на финансирование здравоохранения. Хотя есть ли в этом толк? Федеральные средства нужно не просто тратить, а делать это с умом.
Надежда ГААГ, Артем ПЕТРОВ