Войти в почту

Коты в мешках. Где в Сибири банки под видом вкладов продают нечто другое

Как подменили Миссе́линг (значит, «неправильная продажа» – англ.) – недобросовестная практика продаж, при которой информация о товаре (услуге) преднамеренно искажается, вследствие чего покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости его приобретения. Продажа одного продукта под видом другого, либо с утаиванием важной информации о нем называется мисселингом. Часто он регистрируется в банковской сфере. Клиенту, который пришел положить деньги на депозит, могут в очень настойчивой форме предложить совсем другой финансовый продукт. Допустим, накопительное страхование жизни, которое в целом довольно интересный продукт, но не для сберегательных целей. При этом менеджер банка не уточняет, что в этом случае, в отличие от вклада, деньги не будут защищены государством, а доходность – не гарантирована. Активность недобросовестных сотрудников организаций в этом направлении растет на фоне падающих ставок по вкладам. Самые частые продукты, которые таким образом навязываются клиентам — это инвестиционное и накопительное страхование жизни, паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги, в том числе в облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций, а также договора негосударственного пенсионного обеспечения. Как напоминают в СГУ Банка России, доходность по всем этим продуктам действительно может оказаться выше, чем по депозитам, но и риски выше: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов. Например, инвестиционный доход по полису ИСЖ предсказать невозможно, а при досрочном расторжении договора человек может получить меньше денег, чем внес. Формально мисселинг не является нарушением закона, однако его относят к недобросовестным практикам, поэтому Банк России тщательно фиксирует все случаи жалоб на такие прецеденты. Количество жалоб в Сибири и регионах СФО — 165 Самым популярным видом мисселинга у сибиряков в банках стала недобросовестная продажа ИСЖ — на это поступило 82 жалобы. Второе и третье место делят НСЖ и услуги доверительных управляющих. Еще 8 раз потребители обращались из-за продажи им ПИФов, шесть раз — услуг брокеров, четырежды — из-за страховых услуг, один раз — из-за векселей. Еще один случай связан с «иными финансовыми продуктами». Новосибирская область — 51 Чаще всего здесь нечестным образом реализовывали клиентам услуги доверительного управляющего — 22 случая, чуть реже — договора инвестиционного страхования жизни. Зато на навязывание паев ПИФов здесь жаловались только 6 раз, НСЖ — 2 раза, страховых продуктов — 1 раз, а случаев недобросовестной продажи услуг брокера или векселей не зафиксировано вообще. Омская область — 46 Здесь недобросовестные сотрудники банка чаще всего заключали с клиентами договоры ИСЖ — 26 жалоб и НСЖ — 16 жалоб. Случаев нечестной продажи услуг доверительного управляющего зафиксировано только 2, брокера — 1, и еще один случай относится к «иным финансовым продуктам». Иркутская область — 19 Инвестиционное страхование жизни в этом регионе под видом вклада клиентам продали 10 раз. Еще по 4 похожих случая были связаны с накопительным страхованием жизни и услугами брокера. Еще она жалоба была вызвана продажей векселей. Красноярский край — 16 ИСЖ — самый распространенный вид недобросовестных продаж, зафиксированных в регионе — таких случаев было 10. Остальные практиковавшиеся здесь виды мисселинга — нечестная продажа полисов накопительного страхование жизни, услуг доверительного управляющего и ПИФы — зарегистрированы по два раза каждый. Алтайский край — 12 Почти все жалобы связаны с недобросовестной реализацией ИСЖ или НСЖ, где зафиксировано соответственно 6 и 5 случаев. Еще один эпизод связан с услугами брокера. Кемеровская область — 9 Самым популярным видом мисселинга на Кузбассе стало инвестиционное страхование жизни — 4 случая, от которого немного отстают НСЖ и улуги доверительного управляющего. Еще один эпизод связан со страховыми услугами. Томская область — 8 Это единственный сибирский регион, где продажа накопительного страхования жизни стала самым популярным видом мисселинга — 4 случая. Еще по два эпизода связаны с ИСЖ и страховыми услугами. Республика Хакасия — 4 Единственная разновидность банковских товаров и услуг, которую удалось продать недобросовестным сотрудникам кредитных учреждений в республике — ИСЖ. Республика Алтай — 0 Республика Тыва — 0 «Мисселинг часто возникает на фоне того, что людям не хватает информации о финансовом продукте. Чтобы было легче делать осознанный выбор, Банк России разработал и предложил участникам финансового рынка внедрить ключевые информационные документы, или КИД. Это своеобразные паспорта, в которых понятно описаны основные условия того или иного финансового продукта. В отличие от договора, этот документ небольшой. Вся важная информация выделяется крупным шрифтом. КИД может быть в открытом доступе на сайте компании и информационных стендах или же предоставляться по запросу. Его, так же как и договор, можно унести домой и изучить в спокойной обстановке. Такие паспорта позволяют сделать сложные продукты понятными каждому клиенту финансовых организаций», – отмечает начальник Сибирского ГУ Банка России Николай Морев. Фото:пресс-служба «Московского кредитного банка»

Коты в мешках. Где в Сибири банки под видом вкладов продают нечто другое
© РИА "ФедералПресс"