Что делать, если банк без спроса увеличивает лимит по кредитке
Выдаче кредитной карты, которые сейчас навязывают многие банки, обязательно предшествует подписание договора. Первое правило при взаимодействии с любыми финансовыми организациями – внимательное чтение договора, даже если, как это зачастую бывает, в соглашении много листов, а времени, чтобы все это прочесть, – в обрез. – Размер кредитного лимита, возможность его изменения, как и все существенные условия предоставления кредита, должны отражаться в договоре, заключаемом между банком и заемщиком, – поясняет управляющий Волгоградским отделением Южного ГУ Банка России Михаил Белов. – Следует отметить, что каждый банк определяет размер кредитного лимита самостоятельно, исходя из платежеспособности клиента. Он может быть увеличен, если клиент банка регулярно тратит деньги с кредитной карты и своевременно их возвращает. Поэтому стоит внимательно изучить договор и все приложения к нему – вдруг в нем предусмотрена возможность увеличения банком кредитного лимита по вашей карте. Кроме того, особое внимание нужно обратить на способ оповещения об этом и на то, каким образом вы можете выразить свое согласие или несогласие с таким предложением. – Как правило, банки направляют такие сообщения клиентам электронным способом, например, с помощью уведомления в личном кабинете или SMS-оповещения, и дают время, чтобы клиент мог принять или отклонить предложение об увеличении лимита по кредитке, – отмечает специалист. – Если клиент никак не реагирует на сообщение от банка или не подает заявления о снижении лимита, то считается, что он одобрил изменения. Некоторые же банки полагают, что клиент соглашается с повышением лимита по кредитке, если после получения такого предложения совершает операции по карте. Откровенно говоря, такие действия нельзя назвать полностью правомерными – Верховный суд РФ говорит, что совершение платежной операции, которую банки считают согласием с увеличением лимита, не соответствует нормам Гражданского кодекса, так как это не позволяет однозначно и безоговорочно установить волю потребителя. – Гражданский кодекс защищает граждан от несогласованного изменения лимита по кредитной карте, – говорит юрист Евгений Коваль. – Любые изменения условий договора, перечня услуг, а также тарифов, должны осуществляться с соблюдением процедуры изменения договора. В частности, путем составления дополнительного письменного соглашения, подписанного обеими сторонами (ч. 1 ст. 452, 820 ГК РФ). Если клиент банка ничего подобного не подписывал, то можно говорить о том, что изменения условий договора ущемляют права потребителя. Поэтому у него всегда есть право подать заявление о снижении лимита. Если банк ответит отказом, заемщик вправе обратиться в суд. При этом хочу отметить, что на сегодняшний день суды чаще всего встают на сторону заемщиков, удовлетворяя их требования о снижении лимитов по кредитной карте. Ирина Марченко © Фото Геннадия Гуляева