Россиянам предлагают защититься от безработицы самостоятельно
Министерство труда и социальной защиты РФ готово рассмотреть инициативу о введении страховки от безработицы. Однако перед разработкой соответствующего законопроекта ведомство ждет, когда смогут договориться друг с другом Федерация независимых профсоюзов (ФНП) и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Страховка от безработицы фактически будет обеспечиваться либо за счет средств самого работника, либо за счет средств работодателя. Планируется ввести новый взнос, который будут взимать с зарплаты сотрудника и направлять в специализированный фонд. В случае, если гражданин потеряет работу, он сможет получить из фонда пособие пропорционально размеру его взносов. По данным министра труда и соцзащиты РФ Антона Котякова, на конец апреля 2020 года около 3,7 млн человек уже оказались безработными. Но с зарплаты граждан, не считая налогов, уже и без того «вычитают» 30 % сборов на пенсионное, медицинское и социальное страхование. ДОЛГ.РФ решил выяснить, будет ли успешна предлагаемая инициативе по страховке от безработицы. Инициатива будет воспринята как новый побор с населения Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, называет инициативу о страховке от безработицы откровенно неудачной в тяжелое для населения время. По его мнению, новые взносы отрицательно скажутся на зарплатах россиян. И гражданам будет сложно объяснить, что страховка оформляется на их же благо, а потому инициатива воспримется как очередной побор с населения. Эффективность работы государственных фондов в настоящий момент находится на очень низком уровне. Также Олег Богданов напомнил, что у Пенсионного фонда РФ (ПФР) наблюдается хронический дефицит средств, о котором люди прекрасно осведомлены. Аналитик считает, что у государства достаточно резервных средств, чтобы увеличить пособие по безработице. Здесь помощь должно оказывать государство, но никак не работники сами себе или работодатели. В России уже есть добровольная страховка от безработицы Юлия Вербицкая, руководитель Адвокатского агентства «Вербицкая и партнеры», рассказала, что в настоящее время работающий гражданин оплачивает не только 30 % обязательных отчислений в страховые фонды (22 % – ПФР, 2,9 % – Фонд социального страхования (ФСС), 5,1 % – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)), но еще и 13 % налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Таким образом, совокупная налоговая нагрузка на одного работающего гражданина составляет 43 %. Увеличение бремени налоговых и обязательных страховых платежей рискует стать не только непопулярной, но и крайне неэффективной мерой. Из-за пандемии, санкций, экономической рецессии ряд предприятий промышленности и сферы услуг уже столкнулись с недостаточностью собственных денежных средств для исполнения обязательств перед сотрудниками, кредиторами, а также страховыми и налоговыми органами. Из-за отсутствия необходимой поддержки со стороны государства многие работодатели переходят на не вполне законные схемы, включают механизм «серых зарплат». При увеличении налоговой нагрузки на работника не только он, но и работодатель будут заинтересованы в уменьшении официального, облагаемого налогом дохода. Таким образом, мера, направленная на поддержку работников, по факту может привести лишь к ухудшению их финансового положения и уменьшению соответствующих отчислений. Юлия Вербицкая, для примера,привела ДОЛГ.РФ несложные подсчеты: «При средней зарплате по стране около 45 000 руб., подлежащие оплате налоги и взносы составят 19 350 руб. (43 %). Из остатка в сумме 25 650 руб. следует вычесть расходы на коммунальные платежи (около 5 000 руб.), расходы на проживание себя и неработающих членов своей семьи при прожиточном минимуме по Москве в размере 19 700 руб. на одного совершеннолетнего работающего гражданина, пенсионера в размере 12 253 руб. и ребенка в размере 14 889 руб. Таким образом, если одинокий работающий человек получает зарплату в размере 45 000 руб., после оплаты коммунальных платежей и минимальных расходов, включая еду и проживание, у него остается сумма в размере 950 руб. Средств на поддержку неработающих членов семьи в таком бюджете не предусмотрено». Адвокат предупреждает, что любая дополнительная налоговая или страховая нагрузка является недопустимой, так как влечет превышение расходов над доходами гражданина, что, в свою очередь, может спровоцировать череду банкротств физических и юридических лиц. Юлия Вербицкая также рассказала, что страхование от возможной потери работы уже существует. Однако оно является добровольным, а не обязательным. Средняя сумма полиса в страховых компаниях варьируется в размере 1-3 % от страховой суммы. Страховое покрытие составляет около 50 % от среднемесячной заработной платы. Указанная сумма ежемесячно выплачивается потерявшему работу сотруднику на протяжении полугода с момента его увольнения. А потому каждый, кто хочет себя застраховать, может это сделать, обратившись самостоятельно и добровольно в любую страховую компанию, предоставляющую такие услуги. В случае, если Минтруд РФ одобрит эту инициативу, адвокат считает целесообразным не увеличивать и так значительную налоговую нагрузку, а перераспределить средства, поступающие в ФСС, который гарантирует выплату заработной платы в связи с вынужденным бездействием работника (при болезни и утрате трудоспособности). Минтруд РФ возвращается в прошлое Гульнара Ручкина, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, рассказала, что Минтруд РФ возвращается своей идеей в прошлое, и провела краткий экскурс в историю. Переход к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого столетия способствовал появлению категории «безработный». В 1991 году был принят закон «О занятости населения в РСФСР» в соответствии с которым был создан Государственный фонд занятости населения РСФСР, который действовал до 1 января 2001 года. Данный фонд образовывался, в том числе, за счет обязательных отчислений работодателей и обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, а также других источников. Ликвидация фонда занятости и прекращение соответствующих отчислений в фонд была связана с появившейся возможностью финансирования соответствующих расходов за счет бюджетных средств.В настоящее время, в силу различных обстоятельств, остро встал вопрос бюджетных расходов. «Страхование по безработице является необходимым атрибутом складывающейся системы рыночных отношений в РФ. Безработица – это следствие складывающихся в России экономических отношений.В СССР не было официальной безработицы. Социальная система социалистического общества не признавала данной категории.Основной вопрос: кто будет нести бремя расходов, или какие источники финансирования для выплаты пособий по безработице будут установлены.Предложение Минтруда РФ не отличается оригинальностью.Использовать ранее действовавший механизм наполнения фонда занятости – самый простой способ найти средства для выплаты пособий», – подвела итог Гульнара Ручкина. Однако, как справедливо отметила эксперт, все инициативы по поводу социальных выплат связаны с переложением ответственности за данные пособия с государства на работодателей и работников.Реализуя социальные проекты, государство обращается к законодательному закреплению своих инициатив как обязательных механизмов, при этом получая в свое распоряжение еще один фонд денежных средств, право на использование которых оставляет за собой. Такая же ситуация сложилась в отношении пенсионной системы, и она может повториться и для «фонда занятости».