Новый проект Минфина РФ заставит регионы активнее искать большие инвестиции

Министерство финансов опубликовало проект правил списания бюджетных кредитов регионам в обмен на инвестиции, который будет способствовать активному поиску инвесторов, рассказал ФБА "Экономика сегодня" доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, эксперт по налогам Алисен Алисенов. Министерство финансов Российской Федерации опубликовало проект правил списания задолженности регионов по бюджетным кредитам в обмен на новые инвестиции. Схема обозначена в законе о федеральном бюджете до 2022 года. Согласной ей, налоговое доходы от новых региональных инфраструктурных инвестпроектов будут вычитаться из объема задолженности регионов по бюджетным кредитам прошлых лет. Однако эксперт Алисен Алисенов считает, что в настоящее время в регионах существуют препятствия, мешающие благополучной реализации инвестиционных проектов. «С 2017 года действует правило, согласно которому регионы должны обосновывать эффективность налоговых льгот и преференций – это касается именно дотационных регионов. Если субъект федерации не сможет обосновать, ему урежут на эту сумму финансирование. На практике очень сложно доказать эффективность, поэтому регионы не стремятся к этому. Кроме того, экономический результат от государственных субсидий заметен спустя какое-то время. По этой причине регионам сложно точно просчитать необходимость выплат», – рассказал эксперт. Разные регионы – другие возможности По словам Алисена Алисенова, развитие каких-то инновационных инвестиционных проектов сейчас тормозят дотационные регионы без преференций для инвесторов. Для привлечения бизнеса, готового вложить деньги в развитие субъекта, считает эксперт, нужно вводить скидки. «Без льгот бизнесу сложно реализовывать проекты, которые, кстати, есть в успешных регионах с экономической точки зрения. Получается, что у регионов разные возможности для реализации привлеченных инвестпроектов», – добавил собеседник. Отметим, что проект новых правил подразумевает вычет поступивших от инвестпроектов налогов из долга федеральному правительству, но проекты должны быть именно новыми. Налоговые поступления с них предполагается списывать по всем видам налога на прибыль, а также НДПИ, водный налог, сборы за пользование водными биоресурсами, большая часть госпошлин. Списание должно происходить раз в год, а контролировать поступившие налоги ФНС будет по факту. Это значит, что выгоду от инвестиций даже в теории регион может получить не ранее 2021 года. К слову, списание долга по федеральным кредитам происходит по заявлению главы региона. «Проблема в том, что льгота для инвесторов введена только в 15 субъектах из 85. В дотационных регионах реализация подобных льгот практически невозможна, из-за того, что регионы не могут обосновать ее эффективность. Поэтому для внедрения новых правил Минфину РФ нужно рассмотреть возможность снятия подобных ограничений, благодаря чему замкнутый круг будет разорван», – сказал Алисенов. Зачем нужны государственные дотации Минфин РФ подчеркивает, что в будущих поправках к бюджету 2020–2022 годов изменений привычной схемы, которая предполагает медленное снижение госдолга инвестиционно активных регионов, ожидать не стоит. Также, как и не стоит ждать списания долгов или новой льготной реструктуризации. «С одной стороны – проблема в вопросах финансовой и бюджетной обеспеченности, возникшая из-за низкой экономической базы. Поэтому государство предоставляет дотации, субсидии и другие стимулирующие выплаты. С другой – обмен новых инвесторов на списание долга. Но для этого шага нужно сначала привлечь бизнес льготами, которые дадут дополнительные поступления в будущий бюджет. Я думаю, что в связи с этим государству стоит пересмотреть подход к льготной политике и предоставлять скидку бизнесу по факту инвестиций, а не заранее», – отметил эксперт. Низкий платежеспособный спрос отталкивает инвесторов Дотационные регионы Российской Федерации отличаются низким платежеспособным спросом населения – доходы не растут. А для привлечения крупного инвестора, уверен Алисен Алисенов, нужен высокий уровень платежеспособности граждан. «Низкие доходы – это одно из препятствий для бизнеса. Иными словами, население не сможет поддержать новые проекты. Поэтому приступать к изменению правил списания бюджетных кредитов регионам в обмен на инвестиции нужно только комплексно: стимулировать рост доходов и повышать благосостояние граждан, привлекать бизнес льготами и преференциями. Так называемые скидки для инвесторов позволят умножить их число и окупить льготы расширением налогооблагаемой базы. Невозможно реализовать задуманное только бюджетным финансированием региона или списанием долга по новой схеме – надо давать стимулы для развития инвестиционного направления», – заключил эксперт.

Новый проект Минфина РФ заставит регионы активнее искать большие инвестиции
© ФБА "Экономика сегодня"