Российские банки начали блокировать счета вкладчиков после снятия денег, требуя объяснений, как были заработаны и куда потрачены средства, сообщают «Известия». Кредитные организации объясняют свои действия соблюдением «антиотмывочного» законодательства.
О новом инструменте для блокировки счетов изданию рассказал один из читателей. По словам мужчины, он накопил деньги на крупную покупку на вкладе в одном российском банке. Но ввиду того, что вывести деньги ему было выгоднее через счёт в Сбербанке, он перевёл средства в государственную кредитную организацию. Спустя неделю после совершения операции Сбербанк заблокировал счёт, потребовав от клиента объяснений, как были заработаны деньги и, куда они были потрачены. После того, как сотрудники банка получили подтверждающие документы, они обещали разблокировать счёт в течение трёх недель.
В «Сбербанке» на запрос автора статьи ответили, что проверочные мероприятия были инициированы в соответствии с «антиотмывочным» законом №115. По данным издания, требованиями российского законодательства сотрудники кредитных организаций объясняют также проверки подозрительных финансовых операций, когда, например, фиксируются частые крупные денежные переводы между гражданами или организациями. Однако ранее работники банков не проявляли интерес к вкладам.
Представители «Сбербанка» пояснили, что по закону они обязаны проверять все операции от 600 тысяч рублей.
Замглавы Росфинмониторинга, статс-секретарь Павел Ливадный подтвердил, что кредитные организации работают в правовом поле и зачастую в интересах клиентов с целью обезопасить их от мошенников.
Проводить проверочные мероприятия от банков требуют эксперты Росфинмониторинга и Центробанка, уверяет председатель комитета ТПП по финансовым рынкам Владимир Гамза. По его словам, в последнее время блокировки счетов, в том числе и законопослушных клиентов, стали массовыми.
«Банки боятся не выполнить рекомендации регулирующих органов и иногда подходят к этому слишком усердно — с перегибами», - заявил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
По его словам, не выполнив требования российского законодательства, руководство кредитных организаций «боится остаться без лицензий».