Банк не вправе вводить новые комиссии без согласия клиента-физлица
В суд обратился гражданин, с которого банк без его ведома списал комиссию в размере 120 тыс. Деньги были удержаны при зачислении на его счет 1,2 млн рублей – они поступили тремя транзакциями от разных юрлиц. Выяснилось, что банк списал 20-процентную комиссию при зачислении на счет суммы более 600 тыс. рублей, которая взимается от суммы превышения. Однако на момент заключения договора банковского счета банковские тарифы такой комиссии не предусматривали. В связи с этим владелец счета потребовал от банка в суде вернуть 120 тыс. рублей, плюс выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Банк возражал и в оправдание сослался на то, что законодательство не запрещает ему менять условия обслуживания. Например, устанавливать иные размеры комиссий или вводить совершенно новые (ст. 29 Закона о банках, ст. 310 ГК РФ). Кроме того, закон о противодействию отмыванию преступных доходов дает банку право в одностороннем порядке признавать операции по счету сомнительными и списывать комиссию за их проведение. Судьи решили, что банк ошибается. Его довод о праве самостоятельно менять условия обслуживания клиентов - физлиц несостоятелен. От них необходимо получить согласие на изменение тарифов. Причем согласие должно быть явно добровольным и конкретным – с указанием размера тарифа, на дальнейшее применение которого гражданин дает согласие. В данном случае оно не было получено. Поэтому списание комиссии было незаконно. Ссылку банка на закон о противодействии отмыванию доходов ВС РФ оставил без внимания. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 № 16-КГ18-57 Документ включен в СПС «Консультант Плюс»