Итоги-2018. Почему пенсионная реформа в России не закончилась
В 2018 г. российские власти нарушили многолетнее табу на повышение пенсионного возраста. Откладываемое годами решение было одобрено спустя несколько месяцев после выборов президента. И хотя последствия реформы еще долго будут сказываться на отношении людей к власти, не ясно, позволит ли жертва в виде поддержки электората решить проблемы пенсионной системы. В начале 2018 г. россияне старше трудоспособного возраста составляли чуть больше четверти населения. На выплату страховых пенсий в 2017 г. Пенсионный фонд (ПФР) потратил 6,4 трлн руб. при доходах в 8,3 трлн руб., из которых 11,3% приходится на пенсионный трансферт из федерального бюджета. С годами выполнять обязательства бюджету было бы все сложнее. К 2035 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин вырастет с 67,5 года в 2017 г. до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8. Повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам по полгода в год с 2019 г., а повышение также требований к трудовому стажу позволило бы сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 г., оценивал ЦСР. Такой вариант реформы Минфин и предложил президенту. Но сэкономить у правительства не вышло – спустя два месяца после объявления реформы Владимир Путин снизил итоговый пенсионный возраст для женщин до 60 лет и позволил тем, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. А премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 1000 руб. до 2024 г. В итоге вместо снижения трансферт в ПФР вырастет до 12,2% доходов ПФР и лишь на третий год реформы сократится до 10,1%. Для выплаты обещанной «тысячи» (которую, как уточнил министр труда Максим Топилин, получит «средний» пенсионер) власти убрали из законодательства так и не заработавшую методику расчета пенсионного коэффициента. По ней пенсионные обязательства за год делятся на доходы ПФР, включая трансферт: если доходы фонда растут, пенсии индексируются на такой рост, если нет – не ниже инфляции. Теперь стоимость пенсионного коэффициента до 2024 г., а также фиксированная выплата к пенсии прямо установлены законом, замечает экономист Юрий Горлин. Чтобы прибавка к пенсии неработающего пенсионера в среднем составляла 1000 руб., поясняет федеральный чиновник, иначе повышение пенсионного возраста сократило бы обязательства ПФР по выплатам пенсий при сохранении его доходов, стоимость пенсионного коэффициента возросла бы и пенсии индексировались бы по росту доходов ПФР, на первом этапе – больше чем на 1000 руб., а по мере исчерпания эффекта от повышения возраста – вновь на уровень инфляции. После обещания ежегодной прибавки в 1000 руб. сложно прогнозировать, когда правительство начнет сокращать пенсионный трансферт, отмечала старший научный сотрудник НИФИ Татьяна Омельчук, все будет зависеть от макроэкономического прогноза. «Назначать» рост пенсий на шесть лет вперед достаточно рискованно, предупреждает Горлин, если инфляция и рост экономики будут выше прогноза, проиграют пенсионеры, ниже – федеральный бюджет. По официальному прогнозу, в 2019 г. инфляция ускорится до 4,3%, а затем вернется к 4%. Рост же средней зарплаты замедлится с 9,8% в 2018 г. до 6,6% в 2021 г. В дальнейшем Минфин тоже вряд ли сможет экономить, рассуждает профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер. Власти уже анонсировали отмену формулы расчета пенсий после 2024 г. Вероятно, новая формула будет более щадящей, а пенсионные права вырастут, считает Гонтмахер. Представитель Минтруда отказался от комментариев. Еще одна обещанная выгода от реформы – решение проблемы дефицита кадров на рынке труда. К 2024 г. число занятых вырастет на 1,8 млн человек по сравнению со сценарием без повышения пенсионного возраста. К 2035 г. их число вырастет максимум на 1,5 млн человек, что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения, уверен замдиректора Центра трудовых отношений ВШЭ Ростислав Капелюшников. Между тем ключевой источник пополнения ПФР – ФОТ – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, говорит чиновник, и самый безобидный выход – повысить возраст, альтернативы – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии. Дальше придется найти новый источник финансирования пенсий или уйти от текущей модели пенсионной системы в пользу, например, безусловного базового дохода. Российские власти пока выбрали наиболее простой и очевидный путь и будут повышать возраст, пока решение не будет найдено на Западе, считает чиновник. Власти открыли ящик Пандоры: опыт других стран показывает, что, раз повысив пенсионный возраст, власти делают это снова и снова, согласен Гонтмахер. Население продолжает стареть, к середине – концу 2030-х гг. доля пенсионеров вновь возрастет до уровня 2018 г., замечает директор НИФИ Владимир Назаров, но, если властям удастся добиться к тому времени высоких темпов роста экономики, насущной потребности повышать пенсионный возраст, как сейчас, не будет.