Жалоб по поводу страховой пенсии становится всё меньше

У россиян становится всё меньше жалоб уполномоченному по правам человека по поводу пенсионного обеспечения. Однако продолжает расти число обращений в Центробанк. И если со страховой пенсией гражданам всё становится более или менее понятно, то накопительная система вызывает всё больше недовольства. С начала года Татьяне Москальковой поступило чуть менее тысячи жалоб, что на треть (35%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в материалах омбудсмена. Однако число жалоб на субъекты коллективных инвестиций увеличилось на 111% только в марте по сравнению с февралём этого года, говорится в материалах Центробанка. Причём 98% жалоб касались работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Рост продолжился и в апреле этого года. Всего же за первые полгода 2018-го в ЦБ поступило 2,1 тыс. жалоб на НПФ. Такие разные проблемы Цифры омбудсмена и ЦБ разительно расходятся потому, что к ним обращается разный контингент людей, поясняет руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Негосударственные пенсионные фонды — это зона ответственности Центрального банка, он как регулятор финансовых рынков надзирает за ними. В НПФ сосредоточены средства накопительной пенсии, а страховая часть — это уже забота Пенсионного фонда России, социального блока правительства, Министерства труда и так далее. «Что касается уполномоченного по правам человека, это примерно такие жалобы: начислили не ту пенсию, не удовлетворён тем, что не зачли какие-то годы в трудовой стаж, в грубой форме ответили, заставляют направлять документы в письменном виде, а не в электронном формате, не разъяснили, как рассчитывать пенсионный коэффициент», — рассуждает Масленников. Поток жалоб омбудсмену по правам человека снижается, потому что налаживаться работа пенсионной системы с точки зрения администрирования и процедур, в Пенсионном фонде наступил за последние годы существенный прогресс. Люди начали лучше разбираться в особенностях действующей системы, отмечает эксперт. С жалобами в Центробанк другая история. Она касается нарушений в сфере негосударственных пенсионных фондов. Ведь до сих пор немногие люди знают, что если вы переходите из фонда в фонд чаще чем раз в пять лет, то вы теряете накопленный инвестиционный доход. И НПФ зачастую до сих пор не доводят эту информацию до сведения своих клиентов. Больше людей — больше жалоб Жалобы на НПФ в основном связаны с действиями агентов по недобросовестному переводу пенсионных накоплений, уточняет топ-менеджер одного из крупнейших фондов. Переходные кампании предыдущих лет показали, каких колоссальных сумм инвестдохода лишились застрахованные лица из-за агрессивного привлечения некоторых игроков рынка. Ряд НПФ внедрил комплекс мер для того, чтобы защитить от потерь и своих клиентов, и клиентов других НПФ. Это в основном информационные кампании. На сайтах некоторых фондов также появились формы жалоб, в том числе именно в ЦБ. Кроме того, в самом Банке России начала работать Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, которая пытается, в том числе, ограждать граждан от неправомерных переводов. Скорее всего, именно с этим и связан рост числа жалоб в ЦБ, а не в аппарат уполномоченного по правам человека, резюмирует топ-менеджер крупного НПФ. Рост числа обращений по поводу НПФ отражает и приток клиентов в фонды, поэтому растёт число жалоб, добавляет Никита Масленников. Он добавляет, что в следующем году будет взрывной рост числа жалоб омбудсмену по правам человека, так как сейчас россияне ещё не жалуются на повышение пенсионного возраста.

Жалоб по поводу страховой пенсии становится всё меньше
© News.ru