СОЧИ, 19 октября. /ТАСС/. ЦБ РФ получил тысячи жалоб от клиентов, купивших полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), и число жалоб растет быстрее продаж. Об этом сообщил ТАСС глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута в кулуарах форума Finopolis. "Это тысячи жалоб на 800 с чем-то тысяч договоров проданных. Не десятки тысяч, но это много, это большое количество жалоб на такое число договоров. Чтобы сравнить масштаб - в ОСАГО десятки миллионов пользователей, а количество жалоб измеряется десятками тысяч, приближается к сотне тысяч. Жалобы растут более быстрыми темпами, чем растет число продаж. Неудовлетворенность потребителей растет быстрее, чем объем рынка. И вот это нас смущает сильно, потому что это значит, что что-то там не так", - сказал Мамута. Проблемы инвестстрахования жизни ИСЖ продается в основном через банки как потенциально более доходная альтернатива депозитам. За счет ИСЖ рынок страхования жизни в первом полугодии 2018 года вырос на 45,7% - до 205,7 млрд рублей. Один из поводов для жалоб - непонимание клиентом сути инструмента, так как его продают как вклад, пояснил Мамута. "Людям часто продают ИСЖ в момент, когда они переоформляют или открывают вклад, поэтому в основном он ассоциируется со вкладом. То, что мы видим из анализа жалоб - к сожалению, очень часто именно так он людям и продается. Это мисселинг (навязывание продукта - прим. ТАСС), это мисселинг грубый, который нас очень сильно беспокоит. Мы считаем это недопустимой практикой", - подчеркнул глава службы ЦБ. Кроме того, ряд клиентов, у которых завершились договоры ИСЖ, жалуются на их доходность, которая не является гарантированной. "Несоответствие ожиданий по доходности фактической. Никакой инвестиционный инструмент не предполагает гарантированной доходности. Какая бы она ни была в прошлом, это совершенно не означает, что она будет такая же в будущем. Мне кажется, что у людей здесь были явно завышенные ожидания, которые не всегда оправдываются", - отметил Мамута. Также в ЦБ поступают жалобы на непонимание выкупной суммы по ИСЖ. "Хотя в этом инструменте 100%-ная защита капитала, она реализуется только в случае срочного погашения. Если человек хочет через полгода забрать деньги из ИСЖ, ему возвращается не 100% суммы, потому что эти деньги вложены в какие-то активы с разным периодом жизни. Продавцы, как мы видим, не всегда это четко говорят, а потребитель не всегда это хорошо понимает", - резюмировал Мамута. Ранее ЦБ в связи с растущим числом жалоб опубликовал проект указания, которое до конца 2018 года обяжет страховщиков и банки-агенты продавать ИСЖ с памяткой. В ней будут перечислены основные риски инструмента, его отличия от вклада, предупреждения о выкупной сумме, а также отсутствии гарантий доходности и защиты средств гарантиями Агентства по страхованию вкладов. Страхование жизни является самым быстрорастущим сегментом финансового рынка - в 2017 году, по данным ЦБ, сборы выросли на 53,7%, до 331,5 млрд рублей. В основном рост идет за счет инвестиционного страхования жизни, которое продается через банки как потенциально более доходная альтернатива депозитам и предполагает участие страхователя в инвестдоходе страховщика. Международная конфедерация обществ потребителей (Конфоп) обвиняла банки в том, что полисы ИСЖ продаются под видом вкладов, и клиентам не разъясняют их отличия. Договор ИСЖ работает как страховой полис, при этом уплаченную премию (в среднем 300-500 тыс. рублей) страховщик инвестирует на фондовом рынке. В конце срока действия договора (три-пять лет) страховщик гарантирует клиенту возврат вложенной суммы плюс возможный инвестдоход, который зависит от результатов инвестирования. В последнее время банки начали предлагать клиентам полисы ИСЖ со сниженной премией (около 100 тыс. рублей).