Не брал, но должен. Что делать, если кредитной картой пользовался мошенник
Житель Челябинской области неожиданно для себя оказался должен банку почти 100 тысяч рублей. Выяснилось, что деньги от его имени потратил другой человек. Комментарий юриста – в материале «АиФ-Челябинск». Увидел случайно Как рассказали в ГУ МВД по Челябинской области, 60-летний мужчина обратился в отдел с заявлением о совершённом в отношении него мошенничестве. Южноуралец пояснил, что ему стали звонить представители одного из банков, которые требовали погасить просроченные платежи по кредиту на внушительную сумму. Мужчина был в недоумении: он не брал кредита и даже не подозревал, что стал должником. Наведавшись в офис банка, он выяснил, что ранее финансовая организация по почте выслала оформленную на его имя кредитную карту. Карта была активирована, и кто-то успел снять с неё 98 тысяч рублей. Однако предполагаемый «заёмщик» утверждал, что карту он не видел и ничего о ней не знает. Мужчину выручили сотрудники полиции. В ходе расследования они установили подозреваемого – 30-летнего ранее не судимого соседа потерпевшего. Когда мужчину задержали, он признался, что случайно увидел в соседском почтовом ящике письмо с картой, от имени потерпевшего позвонил в банк и активировал карту, после чего снял все средства, которые позволил лимит. «По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество). Максимальная санкция данной части статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. В отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении», - рассказали в областном ГУ МВД. Была ли подпись? Южноуральцу повезло: полицейские сумели разыскать того, кого можно привлечь к ответственности за потраченные деньги. Однако в подобной ситуации может оказаться любой человек, и не факт, что настоящего заёмщика удастся найти. «АиФ-Челябинск» спросил у юриста, как гражданам действовать, если кредит на их имя взяли без их ведома. «Сейчас многие банки это практикуют – высылают вам карту, и её активация означает согласие на услуги. Вместе с этими кредитными картами приходят и условия договора, где указаны все паспортные данные гражданина, что недопустимо. Здесь всегда остается открытым вопрос, как банки рассылают эти кредитные карты, как проверяют кредитную историю? – говорит председатель Московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Скрипка. - В некоторых случаях активации происходит по номеру телефона: звонком, смс-сообщением и т.д. То есть весь вопрос заключается в том, насколько внимательно банк относится к процессу активации карты. Если карта была активирована с помощью мобильного телефона, который не принадлежит потенциальному владельцу, и об этом умолчали, то это уже проблема банка, а не адресата». По словам юриста, попав в подобную ситуацию, необходимо сразу же обратиться в службу безопасности финансовой организации и пытаться добиться проверки расходования средств. Например, если выяснится, что картой оплачивали доставку товара по адресу, отличающемуся от адреса заявителя, это может стать доказательством его непричастности к тратам. «Если же банк не идет навстречу, и считает, что кредит должен погашать тот, кто указан на карте, то конечно нужно обращаться в суд с иском о признании данного договора недействительным. Ведь если условия договора клиентом не были одобрены и подписаны, значит, договор не имеет силы, и сам человек не должен ничего оплачивать. Кроме того, если при активации карты никакой привязки к человеку не выявлено, то в этом случае, я считаю, он ни за что не отвечает», - добавляет юрист.