Войти в почту

Как избежать блокировки банковской карты в отпуске

В разгар отпусков все чаще можно слышать "страшилки" про заблокированную в поездках банковскую карту. Как быть, чтобы не повторить судьбу невезучих туристов, оставшихся без наличности в далекой стране, и как на самом деле банки борются с кибермошенниками, выяснила корреспондент "РГ".

Как избежать блокировки банковской карты в отпуске
© Reuters
- Отправляясь в отпуск с картой, нужно быть всегда в тонусе, - говорит турист из Пензы Михаил Тихомиров, который недавно сам столкнулся с такой проблемой. - Здорово, что банк так тщательно думает о безопасности. Просто это происходит все в очень неподходящие моменты.

Он поехал с семьей отдыхать на море, все деньги лежали на карте одного из крупных банков, и ее заблокировали при попытке купить талон в московском метро. Покупка в 55 рублей показалась финансовой организации подозрительной. К счастью, после обращения в клиентскую службу карту достаточно быстро разблокировали.

Но соцсети заполнили жалобы отпускников, которые так или иначе столкнулись с проявлением излишней заботы со стороны банкиров. Кому-то из-за этого пришлось отказаться от сувениров, а кто-то опоздал на рейс.

За чрезмерную опеку банки рискуют иметь неприятности, если клиент подаст жалобу в Центробанк России. Но как пояснили в Волго-Вятском главном управлении ЦБ РФ, которое осуществляет надзор за кредитными организациями в 11 регионах Поволжья, этим летом подобные заявления от граждан к ним пока не поступали. Видимо, клиенты урегулировали проблемы напрямую либо не знают, как защищать свои права. Во избежание неприятностей всегда стоит предупреждать свой банк, что в определенные даты вы будете совершать операции в другом регионе или за границей.

- По федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" все банки обязаны анализировать денежные операции своих клиентов и проверять их на подозрительность. Это делается по критериям Центробанка, которые прописаны в Положении N 375-П от 2 марта 2012 года. По ним отслеживаются любые операции, похожие на обналичивание, незаконный перевод безналичных денег, запутывание схем расчетов и сокрытие истинных целей и участников сделок (так называемый транзит) или на незаконный вывод денег за границу, - пояснили в пресс-службе Поволжского банка ПАО "Сбербанк". - При выявлении операций, которые вызывают сомнения, банк имеет право временно заблокировать карты клиента, но оставляет за ним право получить наличные в офисе.

К нетипичным или подозрительным могут отнести операции, которые несвойственны клиенту. Например, неоднократное получение крупных сумм денег и снятие их в банкомате, многочисленные мелкие переводы на один или несколько счетов с минимальным временным промежутком. Как правило, такие операции воспринимаются как мошеннические и карту блокируют, чтобы сохранить деньги клиента.

Как выяснилось, у банкиров есть поводы для беспокойства. По оценке ЦБ РФ, в 2017 году было осуществлено более 317 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, выпущенных на территории России. Их объем превысил 960 миллионов рублей. Кроме того, Банк России располагает информацией о 841 несанкционированной операции со счетов юридических лиц на общую сумму 1,57 миллиарда рублей.

Уже в сентябре вступит в силу новый федеральный закон, который призван защитить средства граждан от кибермошенников. Банк России обязал кредитные организации приостанавливать операции по безналичным переводам и платежам, если возникают подозрения, что к счету получили доступ злоумышленники. Но не обернется ли это дополнительными проблемами для законопослушных клиентов, хотя бы потому, что, отправляясь за пределы своего города, придется каждый раз уведомлять об этом банк.

- Изменения в законодательстве - не карт-бланш для банков блокировать любую карту по своему усмотрению. Они в этом и не заинтересованы - так можно лишиться клиентов, - пояснил заместитель управляющего отделением Пенза Волго-Вятского ГУ Банка России Роман Тюняев. - Суть закона в другом. Он, во-первых, обязывает кредитные организации бороться с кибермошенничеством и возвращать похищенные со счета средства, не дожидаясь расследования и соответствующего решения суда. Второе требование к банкам, закрепленное нормативным актом, - они должны рассматривать с позиций безопасности владельца счета каждую транзакцию и принимать меры, если та вызывает обоснованные подозрения.

Кредитные организации начнут внимательнее реагировать на нетипичное финансовое поведение клиента. Например, если человек, который ежемесячно расходовал примерно одинаковое количество средств, внезапно выводит со счета все накопленные деньги. Или если с карты одновременно осуществляются переводы крупных сумм на множество других карт. Аналогично дело будет обстоять и со счетами юридических лиц. Если деньги уходят множеству физлиц в другие регионы, а назначение платежей не до конца понятно, операции могут быть приостановлены до объяснения с владельцем счета.

Виктор Достов, председатель ассоциации "Электронные деньги":

- В ситуации с физическими лицами определены четкие критерии подозрительности операции - география платежей или нехарактерные переводы и траты, поэтому проще предотвратить нежелательные последствия. С юридическими лицами ситуация сложнее. Предлагалось создать закрытый лист контрагентов, с которыми ведутся постоянные расчеты, а сомнительными считать операции, если контрагент отсутствует в этом перечне. Но это обстоятельство может мешать развитию бизнеса, в том числе малого, который постоянно расширяет рынки сбыта.

Если вы считает, что ваша банковская карта заблокирована неправомерно, можно обратиться в интернет-приемную Банка России на официальном сайте www.cbr.ru или на горячую линию: 8 800 250 40 72.