Войти в почту

Автомобилисты перестали бояться завтрашнего дня

На авторынке Москвы снова наметился рост: по сравнению с 2017 годом количество проданных в кредит машин выросло на 15 процентов. Это самый большой показатель по стране. Для многих покупка автомобиля остается не сиюминутным желанием, а серьезной необходимостью. Врач Бадри Махалдиани приобрел Audi в кредит в прошлом году. По его словам, для работы куда удобнее иметь собственное средство передвижения, ведь срочный вызов может поступить в любое время дня и ночи, а на общественный транспорт в этом случае рассчитывать нельзя. Однако, отмечает медик, покупка совершалась с полным осознанием нестабильности курса рубля. — Если так случится, что рубль сильно упадет, я понемногу одолжу у друзей и знакомых, да и сам приложу все силы, чтобы сразу выплатить остаток кредита и не остаться в долговой яме из-за образовавшейся разницы. Это все я заранее продумал, но все же надеюсь, что таких кардинальных сдвигов в экономике не произойдет, — поясняет Бадри Махалдиани. Возросший интерес потребителей к авторынку объясняется сложившейся в последние четыре года непростой экономической ситуацией в стране, считает независимый экономический эксперт Антон Шабанов. По его мнению, люди наконец поняли, что заработать на скачках валюты сегодня сложно. Между тем товары, которые зависят от курса валюты, могут подорожать. — Это привело к тому, что население перестало откладывать деньги на черный день и активно тратит накопления. Тем более сейчас рынок автокредитования предлагает привлекательные ставки, — говорит Антон Шабанов. — Уже никто не считает автомобиль серьезным объектом для инвестиций. Люди признали тот факт, что машины всегда убыточны. Рост интереса населения к покупке автомобилей не остался незамеченным и крупными кредитными организациями и дилерами. — Мы видим в действии принцип «спрос рождает предложение». Разумеется, в подобном стремлении потребителей приобрести автомобиль можно наблюдать некоторую «сезонность». Однако куда более значимым фактором мне видится облегчение процедуры выдачи кредита на его покупку. Банки куда охотнее выдают займы, если автомобиль остается в залоге, — подчеркивает эксперт кредитного рынка Анна Сотникова. Подобные предположения подтверждает и статистика. В частности, как сообщают аналитические агентства, которые занимаются исследованием автомобильного рынка, интерес к марке KIA вырос в 2018 году чуть более чем на 31 процент по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. За пять месяцев нынешнего года было реализовано более 90 тысяч машин этого бренда. При этом доля продаж с использованием кредитных предложений только за май 2018 года составила 40 процентов. Впрочем, не все эксперты уверены, что повысившийся интерес населения к покупке автомобилей связан с увеличением финансовой грамотности населения. Скорее, считает автоэксперт Сергей Асланян, это инерция потребительской привычки. — Денег перестало хватать, а потребность хорошо жить и покупать сохранилась. Это обстоятельство через полгода-год очень сильно ударит бумерангом невозвратов. Попросту говоря, это необеспеченные кредиты, — пояснил Сергей Асланян. — У нас было непростое время. Сейчас помаленьку все стабилизируется. Но при этом, даже когда было непросто, никто свои автомобили не берег, будучи уверенными, что скоро пойдут и купят новые. А теперь эти же люди, опять почувствовав, что все нормализовалось, массово берут кредиты. Потому что уже привыкли потреблять. Так что можно смело говорить о том, что кризисом нашего человека запугать нельзя. Возможно, такая уверенность — совсем даже неплохо. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Михаил Колодочкин, автоэксперт: — Мне кажется, что средний покупатель постоянно ждет того, что автомобили начнут дорожать. И, соответственно, появляется иллюзия того, что если не купить машину вот прямо сейчас, то в условном завтра продать ее будет значительно сложнее. Поэтому люди всеми правдами и неправдами влезают в кредиты и обычные долги. При этом они совершенно не думают о будущем и не осознают, во что им это выльется в ближайшее время. Впрочем, как мне кажется, это связано с тем, что население совершенно не уверено в завтрашнем дне. И хотя никаких предпосылок к тому, что доллар будет стоить, допустим, 100 рублей, нет, никто не удивится, если так оно и случится. Но люди все равно уверены, что они все предусмотрели, и поэтому готовы бежать впереди паровоза. Вот только почему-то никто не берет в расчет, что машина — страшно убыточная вещь. ЦИФРА 36 лет — средний возраст автовладельца в России. Самые молодежные марки: Infinity и BMW. А старшее поколение предпочитает SsangYong и Great Wall.

Автомобилисты перестали бояться завтрашнего дня
© Вечерняя Москва