Снять или не снять - вот в чем вопPOS: подводные камни нового способа обналичивания денег

Введение сервиса, который позволит российским гражданам снимать средства на кассе магазина через POS-терминалы, не станет революцией в системе финансово-денежных расчетов в нашей стране – считает экономист Антон Шабанов. «Сбербанк» планирует выпустить новую услугу для своих клиентов Отметим, что POS-терминал расшифровывается, как Point of Sale, т.е. «точка продажи» и представляет собой электронное программно-техническое устройство для приема к оплате платежных карт, которое имеется сегодня в каждом магазине. Если этот сервис будет введен на практике, то клиент магазина, который будет участвовать в этой программе, сможет запросить у кассира необходимую ему сумму в наличных. Это нововведение уже тестируется «Сбербанком», причем данная кредитная организация собирается ввести эту услугу уже во второй половине текущего календарного года. При этом, «Сбербанк» не планирует привязывать такое снятие денег к обязательной покупке товаров в магазине. Безусловно, с технологической точки зрения здесь ничего сложного нет – магазин просто будет выступать в роли банковского терминала, а главный вопрос вызывают проблемы безопасности, а также борьба с финансовыми махинациями. Ведь в таком случае общее количестве «точек», через которые смогут обналичиваться «серые деньги», существенно увеличится. Пока непонятно, кто здесь будет покрывать конечные издержки Экономист Антон Шабанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в действительности данное решение станет дополнительной услугой в том пакете, который сегодня предлагают своим клиентам все отечественные банки. «Это просто удобство, хотя здесь сразу вспоминается выражение, что за любое удобство в этой жизни необходимо платить, поэтому этот сервис, скорее всего, будет стоить клиентам банков достаточно дорого. Эта услуга просто не сможет обходиться дешево, поскольку она будет связана с большим числом технологических операций», - заключает Шабанов. Здесь необходимо обратить внимание на следующую проблему – средства, которые будут выданы магазином своим клиентам, затем необходимо будет как-то провести через инкассаторскую службу. Все это, естественно, возможно, но эти операции все равно будут чего-то стоить, поэтому данные издержки должны иметь четко определенный источник покрытия. «Соответственно, на первых порах это будет работать только в тех торговых точках, которые заключат с конкретным банком соглашение на осуществление подобных услуг. Поэтому здесь придется решить серьезный вопрос – для кого этот сервис будет небесплатным: для клиента, для банка или для магазина, участвующего в этой программе», - констатирует Шабанов. Это решение может стать эффективным маркетинговым ходом По словам эксперта, затраты здесь может взять на себя и торговая компания, которая с помощью таких мер и системы скидок для клиентов конкретных банков просто попытается нагнать в свои торговые точки новых покупателей. Впрочем, здесь возможно много нюансов – например, банки сейчас любят привязывать свои дебетовые карты к различным виртуальным бонусам – например, к билетам на какие-то мероприятия или даже к компьютерным играм. Есть же дебетовая карта «Альфа-банка», которая в качестве бонусов дает разнообразные преимущества в игре World of Tanks. С экономической точки зрения все это невыгодно для клиента, поскольку реальные бонусы, которые кредитная организация могла бы предложить за пользование средствами граждан, она капитализирует в то, что либо ничего не стоит, либо стоит гораздо дешевле в рамках тех соглашений, что есть у банка с торговой сетью или любым другим контрагентом. «Да, здесь главный вопрос возникает в расчете условий и стоимости подобных затрат – на кого здесь в итоге они упадут и будет ли это иметь какой-то реальный смысл в виде позитивного экономического эффекта», - резюмирует Шабанов. Подобное решение может быть введено в разных вариантах Таким образом, можно сделать вывод, что перед нами очередная сервисная услуга, что будут прилагаться к тому комплекту бонусов, которым сегодня обладает любая платежная карта. Кроме того, здесь есть перспектива развития услуг, связанных не с дебетовыми, а с кредитными картами и, соответственно, с системой мгновенных микрозаймов. Все это, безусловно, будет стоить дорого, но, возможно, кем-то и будет востребовано – к тому же, это достаточно неплохой маркетинговый ход для кредитных организаций в плане улучшения качества своего предложения. «Другой вопрос, что все здесь зависит от того, как это будет технически реализовано – если достаточно просто, то вряд ли это будет стоить сверхдорого, но если нет, то это может вызвать некоторые проблемы. Ведь подобные предложения можно реализовать с помощью технологий блокчейн и прочего в этом духе, что сразу увеличит стоимость таких транзакций, пусть и только на первых порах, из-за очень серьезных капитальных издержек», - заключает Шабанов. Правда, скорее всего, эта услуга будет ограничиваться теми компаниями, которые будут иметь соответствующий договор с банком о реализации данной услуги на практике, а, значит, масштаб нововведений будет не очень большим. «Здесь какие-то новые каналы и технологии будут не нужны, и все будет зависеть от того, будет ли «Сбербанк» и другие кредитные организации как-то развивать эту услугу дальше или на этом остановятся», - констатирует Шабанов. С другой стороны, мы должны понимать, что проблема обналичивания средств не стоит сегодня для больших городов, а вот для провинции, где банкоматов гораздо меньше, зато есть торговые сети, все это может стать позитивным решением.

Снять или не снять - вот в чем вопPOS: подводные камни нового способа обналичивания денег
© ФБА "Экономика сегодня"