«Газпромов» на всех не хватает». Где сбываются мечты российских специалистов
Ежегодный рейтинг компании Universum вновь возглавили «Газпром» и Google. Средняя ожидаемая зарплата при поиске новой работы, по данным опроса, составляет 63 тысячи рублей
«Газпром» и Google снова возглавили список самых привлекательных работодателей в России. По версии российских специалистов с высшим образованием, газовый монополист набрал почти четверть голосов, а IT-гигант — около 20%. Как пишет РБК, об этом свидетельствуют результаты опроса компании Universum, специализирующейся на исследованиях рынка труда.
В пятерку желаемых работодателей также вошли «Газпром нефть», «Яндекс» и ЛУКОЙЛ. «Роснефть», которая в прошлом году по версии специалистов с бизнес-образованием занимала пятое место, в этом году выбыла из первой десятки.
У людей много стереотипов о работе в этих компаниях, говорит шеф-редактор проекта Rabota.ru Анна Чуксеева:
«Результаты не удивляют. Что касается «Газпрома» и их слогана «Мечты сбываются», у людей до сих пор стереотип. Такие ресурсные компании ассоциируются со стабильностью, с очень высокими зарплатами, и это первое, что приходит на ум людям, когда их спрашивают о самом лучшем работодателе. В случае с «Яндексом» и Google, скорее, тоже срабатывает пиар самого продукта. Это очень известные поисковики, все понимают, что будущее за интернетом, соответственно, это тоже компания мечты. При этом даже если этим людям, которые приняли участие в опросе, дать более детальный опросник, что именно их там привлекает или почему они так считают, люди будут теряться, потому что очень много стереотипов об этих компаниях. Те же высокие зарплаты, надо понимать, начинаются с очень высокого уровня, и много стартовых позиций, которые открыты в том же ЛУКОЙЛе или «Газпроме», не будут так высокооплачиваемы, как многим кажется. С другой стороны, именно такие прогосударственные или окологосударственные структуры ассоциируются у людей с высокой степенью стабильности, с хорошими страховыми программами».
Первые строчки в рейтингах, составленных по опросам IT-специалистов и специалистов гуманитарной сферы, занимает Google. Первую строку «Газпром» занимает у выпускников инжиниринговых и бизнес-специальностей.
Но не «Газпромом» одним жива Россия, считает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров:
«Буквально на днях вышло исследование «Привлекательный работодатель» компании Superjob. Там в списке несколько тысяч компаний, потому что когда мы видим какой-то рейтинг привлекательных работодателей, где и «Газпром», и администрация президента, и «Роснефть», и на десятой компании список заканчивается, это все полная ерунда, имеющая малое отношение к действительности, поскольку у нас в стране огромное количество очень привлекательных компаний. В каждом регионе есть свои лидеры, которые намного привлекательнее для конкретных людей, чем абстрактные «Газпромы». Этот рейтинг делают пиар-компании и больше ничего. Есть большое количество компаний, которые на слуху, «Газпром», «Яндекс», поэтому это рейтинг компаний, которые на слуху. «Газпромов» на всех не хватает. Для тех, кто работает в сфере интернет-вещания, будут привлекательны «Ростелеком» или те, кто работают в сфере интернета вещей. Для тех, кто интересуется темами поиска и лингвистики, очень интересен будет «Яндекс» и совсем неинтересен «Газпром». Для каждого конкретного человека существует свой спектр привлекательных именно для него компаний здесь и сейчас, соответствующих его квалификации. Делать какие-то общие списки, в которых 10-20 или всего 100 компаний на всю страну, странно».
В исследовании Universum только один срез — привлекательность работодателей для внешней аудитории, то есть людей, которые там не работают, говорит консультант проекта «HR-Бренд» Нина Осовицкая. Если «Газпром» — это традиция, то Google — лишь обаяние бренда.
Нина Осовицкая:
«Google уже много лет в России особо не подбирает людей, наоборот, сокращает количество сотрудников, офисы разработки вообще из России практически все были переведены. Когда в ряду крупнейших работодателей видишь компанию, где численность сотрудников около сотни человек и не растет, это говорит о том, что это, скорее, обаяние бренда в целом, чем действительно понимание тех возможностей, которые эта компания может дать как работодатель. Что касается «Газпрома», здесь достаточно традиционно. Мы измеряем еще и восприятие сотрудников, которые уже там работают, как они относятся к своему работодателю, и у нас есть частичное пересечение, например, «Газпром нефть» и «Росатом» тоже входят в наш рейтинг. «Сибур» в прошлом году у нас стала лучшим работодателем как раз за счет того, как ее воспринимают внутри. «Норильский никель» тоже сейчас очень активно открывает новые предприятия, в связи с этим большой подбор персонала, большие возможности для построения карьеры, но тут он не упомянут. У нас всегда в рейтинге очень высокие места занимает четверка телекоммуникационных компаний, которых странно было здесь не увидеть. И, наверное, ритейл, очень активно развивающаяся сфера. Единственная компания IKEA тоже среди ритейлеров всегда занимает лидирующие позиции, но хочется отметить и Leroy Merlin, и «М.Видео».
В исследовании Universum приняли участие более 21 тысячи выпускников 97 российских вузов, проработавших по специальности не менее двух лет. Средний возраст участников опроса — около 30 лет, 62% из них — женщины.
Согласно результатам опроса, средняя сумма желаемой зарплаты при поиске новой работы составляет 63 тысячи рублей, при этом мужчины называют 75 тысяч рублей, а женщины — 56 тысяч. По сравнению с опросом прошлого года зарплатные ожидания снизились почти на 1,5 тысячи рублей.