Половина жителей городов-миллионников постоянно совершает повседневные покупки по безналичному расчету, по данным аналитического центра НАФИ. В городах от 500 тыс. до 1 млн жителей — 41%. Банковские карты есть у 80% населения России на начало 2017 года. Сегодня крупный бизнес внедряет продвинутые способы оплаты: с помощью мобильных сервисов или по отпечаткам пальцев, по скану лица, по голосу. В будущем такие способы должны заменить или как минимум полноценно продублировать пластиковые карты. В это время такие ситуации, как технические неполадки в банке или потерянные пароли, ставят пользователей в тупик, хотя большинство из них можно легко разрешить с помощью современных технологий. Три простые истории, в которых вы, на первый взгляд, не можете купить воду в магазине без наличных денег. История №1. Вы забыли карту дома На самом деле вы можете покупать товары и без банковской карты почти везде. В любом супермаркете или кафе, где терминалы принимают бесконтактные платежи (когда не нужно вставлять карту в терминал, а достаточно приложить ее к экрану), вы легко купите товар через мобильное приложение. Многие поклонники технологий могут рассказать о том, что уже несколько месяцев не пользуются пластиком и даже не помнят пароль от своей карты. Самые популярные приложения — Аpple pay или Аndroid pay, к которым можно привязать карты любых банков. Основное различие в том, что Аpple pay работает только на гаджетах от Apple, а сервис Аndroid pay поддерживает всевозможные устройства. Другие компании тоже развивают свои сервисы. Например, относительно недавно появилась платежная система Samsung Pay, которая называет своим преимуществом то, что позволяет оплачивать покупки на любых терминалах — не только тех, которые поддерживают бесконтактную оплату. Некоторые товары и услуги можно купить с помощью скана QR-кода через приложения. Скоро эта система будет популяризирована в масс-маркете. В конце ноября 2017 года Сбербанк сообщил о планах внедрить ее в мобильное приложение, чтобы по QR-коду можно было купить товар в любом магазине. Модель применения аналогичная: запуск приложения, скан кода, подтверждение операции. История №2. Вы забыли дома смартфон, а в нем мобильное приложение банка В этом случае вы можете заплатить в некоторых магазинах с помощью биометрических данных. "После успеха внедрения бесконтактных платежей банки и супермаркеты заинтересовались биометрическими способами оплаты: по отпечаткам пальцев, лицу, сетчатке глаза, голосу, — перечисляет Дмитрий Морозов, бизнес-аналитик ГК CUSTIS. — Сбербанк развивает технологии оплаты школьного питания при помощи ладони. А в сентябре "Азбука вкуса" запустила оплату по отпечатку пальца". Покупатель, который хочет платить в "Азбуке вкуса" продвинутым способом — приложив палец к специальному терминалу, для этого должен зарегистрироваться на кассе — привязав карту любого банка к своим данным. По сути его отпечатки пальцев — это не некий кошелек, а дубль пластиковой карты, как и данные в мобильном приложении. Оплата по биометрическим данным — будущее торговли и услуг. В мире растет число стартапов, которые придумывают и улучшают системы идентификации. Самая простая и популярная модель — по отпечаткам пальцев — считается менее надежной и быстрой, чем идентификация по скану лица, радужке глаза и по голосу. В этой сфере создаются и необычные кейсы — например, китайские разработчики придумали систему распознавания по походке. Если примерно описать наше будущее, как его видят разработчики подобных технологий, то это выглядит так: "Жители китайского города Иньчуань никогда не покупают билеты на общественный транспорт. Как только заходишь в автобус, лицо сканируется и плата списывается со счета пассажира автоматически", — рассказывает ТАСС об "умном городе" в КНР старший вице-президент по России китайской компании "ZTE-Связьтехнологии" Тигран Погосян. Такую схему, разумеется, можно распространить на любые покупки. История №3. У банка технические неполадки и все пластиковые карты не работают А вот это действительно неприятная ситуация. "Оплата по отпечатку пальца — это аналог технологий бесконтактных платежей: PayPass, payWave. Таким образом, сейчас отсутствие связи с банком-эквайером блокирует возможность покупки", — говорит Дмитрий Морозов. Его слова подтверждает представитель пресс-службы торговой сети "Азбука вкуса" Андрей Голубцов: "В случае подобного сбоя у определенного банка, при том что ваши биометрические данные привязаны к его карте, придется ждать, когда неполадки устранят. Другие варианты — воспользоваться картой банка, у которого в тот момент нет сбоя в системе, или покупать по бонусной накопительной карте. Бонусные карты есть в каждой сети". Банки, выпускающие карты, по данным Морозова, могут дорабатывать свои продукты и позволять клиенту делать покупки даже при техническом блэкауте. "Бесконтактные транспортные карты, например для оплаты проезда в метро, работают по схожему принципу, но в них заложена информация об остатке средств, что позволяет оплачивать проезд, даже когда связи нет". А некоторые банки предлагают клиентам некоторый денежный лимит, который гарантированно доступен при сбое. "Если операция проводится по карте одной из международных платежных систем — "Мир", Visa, MasterCard и процессинг банка — эмитента карты не доступен, то для бесперебойности обслуживания есть специальная функция STIP — Stand in processing. Эта функция позволяет покупать по карте в рамках лимита, который каждый банк устанавливает на свое усмотрение", — говорит Сергей Варганов, директор департамента платежных карт РосЕвроБанка. Анастасия Степанова