В конце октября Минпромторг пошел на эксперимент — распространил программу льготного лизинга на отечественные легковые автомобили. Любой человек, берущий автомобиль стоимостью до 1,45 млн рублей в лизинг, может рассчитывать на субсидию 10% от цены машины. Решение министерства действует лишь до 1 декабря 2017 года и, по мнению экспертов, является скорее тестом — окажется ли льготный лизинг легковушек востребован среди населения. Для этого есть все предпосылки, ведь по многим показателям лизинг выгоднее приобретения авто в кредит. Что такое лизинг Лизинг — это аренда автомобиля с правом последующего выкупа по остаточной стоимости. То есть вы пользуетесь автомобилем, ежемесячно вносите за него определенный платеж, но до конца действия лизингового соглашения он остается в собственности лизингодателя. "Чаще всего автомобили предоставляются в лизинг на срок до 36 месяцев, а первоначальный взнос составляет 10–20% от стоимости автомобиля", — рассказал ТАСС управляющий партнер инвестиционной компании QBF Зелимхан Мунаев. После окончания этого срока вы можете вернуть автомобиль, а можете выкупить его. Может случиться и так, что за время пользования машиной вы выплатите лизингодателю полную его стоимость и тогда сможете оформить его в собственность без дополнительных затрат. В Северной Америке и Европе, где лизинг интенсивно развивается уже полвека, по этой схеме покупается от трети до половины всех легковых машин. В России — лишь 8,5%, говорит гендиректор лизинговой компании "Европлан" Александр Михайлов. При этом 99% покупателей — юридические лица. Возможно, причина в том, что лизинг пришел на российский рынок недавно и его условия не очень понятны людям, говорит руководитель департамента розничных проектов Европейской юридической службы Владимир Замазий. До 2010 года взять авто в лизинг можно было только в коммерческих целях, и это были в основном автобусы, троллейбусы и спецтехника, а не легковой транспорт. Лизинговые программы для граждан начали активно развиваться лишь с 2015 года. Что выгоднее За первые шесть месяцев 2017 года рынок лизинга легковушек вырос на 24%, сообщил ТАСС директор департамента финансовых услуг группы компаний "АвтоСпецЦентр" Дмитрий Белов. Но кредиты все равно намного популярнее. По данным агентства "Автостат", в третьем квартале 2017 года 53% машин были куплены именно на заемные средства. По просьбе ТАСС специалисты ГК "Грин Финанс" сравнили, сколько в конечном счете заплатит потребитель за автомобиль стоимостью 500 тыс. рублей, приобретаемый с помощью разных видов кредита и по договору лизинга. В расчет заложено общее условие, что человек сделал первоначальный взнос в размере 20%, или 100 тыс. рублей. Для вычислений использовались средневзвешенные ставки по конкретным кредитным продуктам. Исходя из этих расчетов, приобретение авто в лизинг привлекательнее. "В отличие от автокредита, лизинг не навязывает страхование каско и другие дополнительные платежи", — рассказала ТАСС гендиректор ГК "Грин Финанс" Наталья Абдулаева. Строго говоря, обязанность покупателя машины оплатить каско при получении автокредита нигде не прописана, но, как утверждают эксперты, банки не кредитуют такие покупки без приобретения полной страховки на автомобиль. Чувство собственника "играет" за кредит Почему же тогда кредиты до сих пор намного популярнее лизинга? Во-первых, отмечают эксперты, занять деньги в банке — дело для потребителя более понятное и привычное. А покупатели опасаются незнакомых схем финансирования, каковой до сих пор считают лизинг, говорит Зелимхан Мунаев. Во-вторых, "сказывается тут и специфика нашего менталитета — желание владеть имуществом на правах собственности, а не аренды", — добавляет эксперт. В-третьих, автокредиты становятся все более привлекательными для населения из-за снижения ставок, пояснил ТАСС старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич. ЦБ РФ регулярно снижает ключевую ставку, производители предлагают низкие проценты по кредитам при покупке их автомобиля, а государство развивает программы льготного кредитования. К тому же лизинг лизингу рознь, и если при заключении договора в нем пропишут невыгодную человеку выкупную стоимость, оформление машины в собственность может оказаться дороже, чем при покупке в кредит. Чем лизинг лучше кредита Впрочем, у лизинга есть свои плюсы. Они могут быть особенно значимыми, если покупатель планирует менять машину каждые несколько лет, говорит Александр Михайлов. Тогда человек сможет вернуть лизинговой компании старую машину и взять новую. "Этот продукт оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не терзаться мыслями о том, сколько он будет стоить в объявлении о продаже через три года", — пояснил он. Кроме того, выбирая лизинг, владелец получает автомобиль уже зарегистрированным в Госавтоинспекции, с номерами. "Лизинговая компания застрахует его по самым низким тарифам, а в процессе использования автомобиля клиенту будут доступны автопомощь на дорогах и техобслуживание от партнеров лизинговой компании", — перечисляет плюсы лизинга Михайлов. Более низкие ежемесячные платежи, нежели при выплате за кредитное авто, — еще одно значимое преимущество лизинга, говорит Зварич. Да и оформить авто в лизинг значительно проще, чем получить кредит: от клиента нужны только паспорт, СНИЛС и водительские права. "Также в лизинг выгодно брать подержанное авто, так как это гарантирует покупателю тщательную проверку транспорта", — отмечает Наталья Абдулаева. Станет ли лизинг популярным Эксперты расходятся в оценках перспектив развития лизинга в России. Владимир Замазий считает, что в дальнейшем условия лизинга будут улучшаться и упрощаться, что непосредственно повлияет на его привлекательность для рядовых потребителей и компаний. "Смею предположить, что в ближайшем будущем лизинг сможет перевесить автокредит на чаше весов", — говорит он. Этому может способствовать и политика Минпромторга, если там посчитают удачным эксперимент по распространению программы льготного лизинга на отечественные легковые автомобили. Между тем Дмитрий Белов сомневается в перспективах автолизинга: "Программа лизинга не пользуется спросом у потребителей и вряд ли станет актуальна в ближайшее время. Она не конкурирует с льготными кредитными программами от импортеров, которые направлены именно на стимулирование спроса". Мария Селиванова, Карина Хамизова