Войти в почту

ФНС раскроет тайну счета

Помочь решить проблему «спящих» счетов в банках хочет Федеральная налоговая служба (ФНС), раскрыв соответствующую информацию компаниям и гражданам. Для этого достаточно подать заявление в любую налоговую инспекцию. Опция может быть полезна, поскольку даже по счетам, не используемым годами, банки нередко продолжают начислять комиссии. Однако юристы предостерегают, что инициатива налоговиков может быть сопряжена с рисками утечки конфиденциальной информации.

ФНС обнародовала письмо №ГД-4-14/22798@, в котором сообщила о готовности раскрывать налогоплательщикам (физическим и юридическим лицам) информацию обо всех имеющихся у них счетах в банках. Инициатива выглядит полезной для граждан, которые смогут через налоговиков выявить «спящие» счета (открытые ранее в каких-то целях, но неиспользуемые). Также она полезна и взыскателям, которые смогут выявить все счета должника и обратить на них взыскание.

Как следует из текста письма, «обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель», которую следует указать в письме-запросе. Как сообщили “Ъ” в ФНС, взыскателям в запросе в качестве основания необходимо сослаться на закон «Об исполнительном производстве». Если же нужна информация о собственных счетах компании или гражданина, в запросе нужна ссылка на закон «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, потребуется указать ФИО и паспортные данные физлица или же наименование, ИНН и ОГРН организации. Ответ на запрос можно получить лишь при личной явке в ИФНС, предъявив паспорт и доверенность (если получается информация о счетах организации). В ИФНС возможно получить лишь информацию о тех счетах, о которых сообщают налоговикам банки,— расчетных, вкладах и депозитах. И лишь о собственных (или счетах родственника при предоставлении доверенности от него).

Проблема «спящих» счетов актуальна, отмечают эксперты. «Проблема счетов, не используемых клиентами, актуальна для многих банков,— отмечает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.— Появляются они по ряду причин — например, счет открывается как технический при получении гражданином кредита, потом кредит гасится, а счет остается». При этом, продолжил он, нередки случаи, когда первые два года банк не начислял комиссию за пользование счетом, а потом начал — и в итоге клиент еще и оказывается должен банку. «В Банк России поступают подобные обращения,— отметили в пресс-службе ЦБ.— В частности, поступают жалобы на списание комиссии за обслуживание “спящего” счета (срок действия карты давно истек, клиент счетом не пользуется, возможности прийти лично в офис банка нет), на начисление комиссии за период, в котором несколько месяцев не было операций по счету, а также на то, что банк берет ежегодную комиссию за обслуживание пластиковой карты, которая клиентом не используется». ЦБ пытался решить эту проблему через кредитные организации (см. “Ъ” от 13 октября). Однако полной информации о счетах регулятор гражданам предоставить не может.

Проблему «спящие» счета представляют и для банков, которые вне зависимости от взимания комиссий обязаны администрировать их. Но особенные сложности возникают у кредитных организаций, когда такие счета «просыпаются». Банк России считает подобные пробуждения подозрительными с точки зрения антиотмывочного законодательства (см. “Ъ” от 21 апреля 2016 года), что чревато дополнительными расходами на комплаенс.

Компаниям предложение ФНС также может быть полезно. «Например, в спорах в ИФНС о доначислении налогов, когда компания добивается отмены обеспечительных мер в виде ограничения движения по счету,— отмечает партнер Taxology Алексей Артюх.— Суду важно предъявить не только остатки по счетам, но и документ из ИФНС с перечнем всех счетов».

Впрочем, в готовности ФНС раскрывать налогоплательщикам информацию об их счетах есть и риски. «Нельзя исключать ситуаций, при которых в ИФНС будут представлять информацию о счетах не по нотариальной, а по простой доверенности,— отмечает глава коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры” Евгений Корчаго.— В этом случае нет возможности удостовериться, что подпись на доверенности подлинная, и информация может стать доступна третьим лицам. И крайне важно, чтобы ФНС не забывала об этих рисках».

Вероника Горячева