Из ячеек двух банков Москвы пропали 60 млн рублей. Застраховаться невозможно?
В этом деле трое потерпевших. Как можно защитить свои деньги в таких ситуациях? Похоже, российский опыт в этом вопросе значительно уступает западному
В Москве из ячеек в двух банках украли почти 60 млн рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-служуа ГУ МВД по Москве.
Из двух разных ячеек в банке на Тверской улице украли 13 и 23 млн рублей соответственно. Еще 22 млн рублей похитили из ячейки банка на Зоологической улице. В полиции не уточнили, о каких именно финансовых организациях идет речь. Трое потерпевших независимо друг от друга обратились к сотрудникам правопорядка 22 ноября, отмечает РИА Новости, ТАСС же утверждает, что кражи произошли в один день
Каким образом может произойти ограбление банковской ячейки и насколько сложно это отследить?
Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
— Я считаю, что воровство из банковских ячеек не может происходить без ведома сотрудников банка. То есть, скорее всего, был определенный сговор, и сотрудники банка предоставили либо ключи, либо еще что-то для того, чтобы злоумышленник вошел и вскрыл чужие банковские ячейки. Если брать западный опыт, тут еще проблема в том, опять же, к сожалению, в России абсолютно отсутствует страхование подобных рисков. Нельзя застраховать, например, имущество, которое хранится у вас в банковской ячейке — даже просто на любую сумму, на всякий случай, что называется. В тоже время на Западе есть любые виды страхования подобных рисков, даже от хакерских атак можно застраховать свою банковскую карту. У нас, к сожалению, пока все с этим туго. Банк несет, естественно, ответственность. Единственное, нельзя доказать то, что в банковской ячейке в момент кражи что-то лежало, то есть он несет ответственность именно в размере самой банковской ячейки. Возможно, в виде бокса, может быть, возместить какой-то минимальный там ущерб, но если у вас там весь бокс забит деньгами либо там какими-то драгоценными ювелирными изделиями, либо слитками золота, естественно, вы не сможете доказать в суде, что у вас там была определенная сумма денег либо какие-то ценности. Банк в лучшем случае, для того, чтобы замять эту тему, предложит какие-то минимальные выплаты, и то на моей истории такого пока не было. Следить достаточно сложно, то есть пока не произошло самого факта, а именно — нет заявления потерпевшего, мы понять толком не сможем. Даже службе безопасности очень сложно понять, было ли несанкционированное проникновение в чужие ячейки, либо не было. Пока нет заявления о поступлении, никто шевелиться не будет.
— А можно в обход камер действовать?
— Камеры, естественно, действуют, но вы как физическое лицо можете прийти арендовать не одну ячейку, а две, три или десять. И, если вы будете вскрывать несколько ячеек, никто не поймет, воруете вы что-то или в свои ячейки проникаете.
На что может рассчитывать тот, чью банковскую ячейку обокрали? Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Вячеслав Феоктистов:
— Безусловно, нужно писать заявление в полицию, в следственные органы, пытаться восстановить хронологию произошедших событий. В том числе и путем получения информации из технических средств, а именно видеокамер, которые непосредственно установлены в банке. Но здесь тоже нужно понимать, что зачастую подобного рода преступления совершаются непосредственно сотрудниками самого банка и они предпринимают определенные действия, направленные, так скажем, на то, чтобы камеры в тот момент, когда похищение происходит, не работали.
— Легко ли доказать, что в этих ячейках была та или иная сумма денег? Или же это практически невозможно?
— Это действительно практически невозможно. Здесь тоже нужно понимать, что данные отношения, в принципе, могут быть оформлены как ответственное хранение банка, и тогда банк в подобной ситуации будет нести полную материальную ответственность за то имущество, которое непосредственно хранится в ячейках. Но на практике банки, безусловно, этого никогда не делают и заключают договор аренды данных ячеек, предоставляя, условно говоря, лицу, клиенту право пользования данной ячейкой, и, исходя из этого, не несут никакой материальной ответственности.
— Есть такая информация, что страховщики не берутся страховать эти ячейки.
— Это так. Дело в том, что гипотетически, безусловно, это возможно, но влечет очень большие риски для страховых компаний. То есть существует непрозрачность всех этих отношений в части между клиентом и банком. Страховая компания объективно не сможет проконтролировать доступ клиента, какое количество ценных вещей или денег он непосредственно положил в эту ячейку.
Эксперты также полагают, что ограбления банковских ячеек нередко происходят с помощью поддельных документов. В Москве этой осенью были совершены уже как минимум семь краж из ячеек в кредитных организациях.
В 2016 году одним из пострадавших стал ведущий телепередачи «Человек и закон» Алексей Пиманов. Он обратился в полицию, рассказав, что из его ячейки в «Газпромбанке», на улице Балчуг пропали деньги — около 500 тысяч долларов США. На прошлой неделе сообщалось, что в Москве задержали и арестовали двух подозреваемых по этому делу.