Исследование: 75% новых клиентов МФО уже брали кредиты
Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ) и сервис онлайн-кредитования «Е заем» провели совместное исследование кредитной истории клиентов МФО, согласно которому, как выяснилось, 75% клиентов впервые получают заем в МФО, перед этим уже взяв кредит. В первую очередь они получали кредиты наличными и POS-кредиты в среднем за 20—21 месяц до займа в МФО. Клиенты МФО предпочитают брать в первую очередь кредиты наличными, однако их доля падает. Если в первом полугодии 2015 года такие заемщики составляли 44,9% от всех, бравших кредиты перед тем, как прийти в МФО, то в 2016 их было уже 39,6%, а в этом году — 38,1%. На втором месте по популярности — POS-кредиты, которые до этого всегда были третьими. В 2015 году их брали лишь 19,1% клиентов МФО, в 2016 — 24,9%, а в 2017 уже 30,8%. В 2017 году со второй позиции на третью переместились кредитные карты. С 2015 года доля клиентов МФО, предпочитающих этот продукт, снизилась с 34,8% до 29,8%. Автокредиты, ипотеку и кредиты с обеспечением традиционно берут очень немногие клиенты МФО — в этом году на них пришлось 0,4%, 0,7% и 0,2% соответственно. По данным исследования, за последние два года увеличился срок между последним кредитом и первым займом в МФО. Если в 2015 году, получив кредит наличными, за займом обращались в среднем через 15 месяцев, то в 2017 уже через 21. Чуть меньше срок вырос для кредитных карт — с 16 месяцев до 20. Также вырос срок между займом и автокредитом — с 23 до 28 месяцев, ипотекой — с 16 до 21 месяца — и кредитом под залог — с 21 до 25 месяцев. Единственным продуктом, после которого в МФО не стали приходить позже — это POS-кредиты, по которым срок остался на уровне 16 месяцев. Уже второй год между ними и займами проходит меньше всего времени. Больше трети клиентов получали в банках кредиты на сумму менее 20 тыс. рублей. При этом доля бравших кредиты такого размера выросла за последние два года с 33,4% до 36,7%. Также увеличилась доля клиентов с кредитами на сумму 20—50 тыс. рублей — с 27,1% до 30,4%. А доли клиентов, получавших перед займами крупные суммы, напротив, снизились: бравших 50—100 тыс. рублей стало 15,1% вместо 16,4% двумя годами ранее, а тех, кто получал свыше 100 тыс. рублей теперь 17,8% вместо 23,2%. «По данным ОКБ почти 90% взрослого населения России имеют кредитный опыт, поэтому неудивительно, что 75% новых клиентов МФО когда-либо брали кредиты в банках. Также стоит учитывать, что МФО в принципе неохотно кредитуют заемщиков без кредитной истории: в 2017-м вообще не имели кредитной истории менее 14% их новых клиентов. Исследование подтверждает, что аудитория банков и МФО сильно пересекается. Так, самыми популярными банковскими продуктами у новых клиентов МФО были небольшие беззалоговые или POS-кредиты, чьи средние суммы вполне сопоставимы со средним чеком займа онлайн-МФО, который составляет 13,7 тысяч рублей», — отмечает заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников. «Подавляющее большинство новых клиентов МФО имеют кредитную историю в банках, так как долгое время последние активно наращивали портфели, агрессивно привлекая новых заемщиков. В кризис кредитование клиентов «с улицы» остановилось, и банки сфокусировались на участниках зарплатных проектов и самых низко рисковых заемщиках. Однако спрос на заемные средства остался, и многие граждане смогли получить их в МФО. При этом среди тех, кто получал займы впервые, сильно выросла популярность POS-кредитов. Я думаю, это связано с распространением программ «0-0-24» и подобных им, когда клиент не переплачивает за товар. За время кризиса россияне стали гораздо более грамотными в финансовых вопросах, начали внимательнее относиться к личным финансам и научились находить самые выгодные кредитные предложения», — говорит финансовый директор сервиса «Е заем» Мамука Ризаев.