Войти в почту

Победившие на выборах в Литве готовят кардинальную налоговую реформу

Предлагаемый Союзом крестьян и зеленых Литвы на пост министра финансов бывший советник по финансовым вопросам премьера Альгирдаса Буткявичюса Стасис Якялюнас после выборов заявил, что будущее правительство вернется к представленной в 2013 году налоговой реформе, которая лежит в ящике стола Буткявичюса. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 25 октября, о самых главных предложениях созданной тогда рабочей группы напомнил работавший в ней профессор Вильнюсского университета, экономист Ромас Лазутка. «В налоговой рабочей группе были начаты работы. К ним правительство вернется. Будет продолжаться работа с тем же людьми — Раймундасом Куодисом и Ромасом Лазуткой», — сказал после выборов Якялюнас, говоря о будущих изменениях в налоговой системе. Работавший в созданной в 2013 году рабочей группе по вопросу налоговой реформы Лазутка рассказал литовскому порталу 15min самые важные принятые тогда решения. В первую очередь было предложено включить налоги, которые работодатель платит Фонду социального страхования (Sodra), в зарплату работников. «Хотя экономисты обычно договариваются о том, что это часть зарплаты, сейчас она подсчитывается поверх зарплаты, которая установлена в трудовом договоре. Эта часть была бы интегрирована, и ее бы платил не работодатель, а работник», — утверждал Лазутка. Правда, группа, рассматривавшая вопросы налоговой реформы, предложила, чтобы после принятия такого постановления закон обязал бы работодателя соответственно повысить работнику зарплату. «Потому что если этого не будет, есть большая вероятность того, что часть работодателей не повысят зарплаты работникам на столько, на сколько они сэкономили на выплатах Sodra, и люди получали бы в руки меньше, поскольку из их зарплаты вычиталось бы больше налогов. Так что для этого необходимо правовое решение», — сказал экономист и сравнил такое повышение зарплаты с введением евро, которое также регулировалось. По словам Лазутки, эта реформа могла бы положительно повлиять на сбор налогов и сократить желание избежать налогов. Правда, экономист не знает, решились бы политики на такой шаг, и напомнил, что такие предложения вызывают у профсоюзов беспокойство. Другое родившееся в 2013 году предложение — интегрирование налога обязательного страхования здоровья в подоходный налог жителей. «Так было и до 2009 года, до кризиса. Страхование здоровья — это метод, взятый из Германии, и который немцы сами не предлагают другим странам. Суть заключается в том, что все люди в современном обществе должны получать медицинские услуги. Тогда приходится делать исключения — государство платит за других, давит, преследует эмигрантов, которые не платят налог обязательного страхования здоровья», — поясняет Лазутка необходимость объединения налога обязательного страхования здоровья и подоходного налога жителей. «Медицинскую помощь нужно предоставлять вне зависимости от того, сколько налогов платит человек. А налоги нужно собирать, если человек получает доходы. Это очень важно, потому что подоходный налог был бы выше, и можно было бы лучше применять разные льготы. Недавно появилась информация о том, что с 2017 года повышается размер необлагаемого налогом минимума, в том числе и на детей, но жители, получающие низкие зарплаты, не смогут этим воспользоваться, потому что с маленьких зарплат они не платят налоги, и тогда повышение размера необлагаемого налогом минимума для них не работает», — сказал профессор. Рабочая группа называет неправильными льготы пользователям накопительного фонда страхования жизни и пенсионного фонда 3 ступени. На данный момент в отношении них применяется льгота в размере 15% от подоходного налога. «От льготы подоходного налога нужно отказаться. В Литве мало кто участвует, только те, у кого есть лишние деньги. Они могут отложить до 25% доходов и еще больше этим пользуются. А простым жителям нечего откладывать на третью ступень, и они не понимают, что это такое», — сказал Лазутка, отметив, что такая льгота выгодна только маленькой зажиточной группе общества. «Сейчас в 3 ступени инвестирование неприбыльное, но они получают прирост через госбюджет. Прирост в размере 15% — из бюджета. Что это за накопления, инвестиции, когда питаешься за счет госбюджета, за счет налогов тех людей, которые этим не пользуются. Конечно, такие вещи нужно отменить», — сказал экономист. Он напомнил, что рабочая группа придерживалась установок, что также не стоит вводить новые льготы подоходного налога. «Было еще постановление по поводу бизнес-удостоверений. Это такая странная находка, когда люди могут получать большие доходы, но платят налоги, независящие от размера доходов», — отметил Лазутка. В группе шли дискуссии о том, что должен быть изменен принцип подсчета доходов и упрощено регистрирование доходов и расходов, а затем выплата налогов. Экономист напомнил, что часто бизнес-удостоверениями злоупотребляют некоторые предприниматели, и считает нечестным принцип, согласно которому человек заранее платит небольшой налог за удостоверение и после может получить миллионную прибыль. «Также мы предложили, чтобы налоги не зависели от вида доходов, неважно, в какой форме осуществляется деятельность. Есть подоходный налог, и если человек получает доходы, неважно, из каких источников, он должен платить налог, с учетом того, может ли он платить больше», — пояснил один из членов бывшей рабочей группы. Хотя в Литве идея прогрессивных налогов раз от раза всплывает на поверхность, рабочая группа в 2013 году не пришла к соглашению по этому вопросу. «В группе не было соглашения по поводу прогрессивных налогов, если говорить о тарифах. Прогрессивность существует через минимальную месячную зарплату, это все признают. А после этого огромные налоги социального страхования и страхования здоровья, из-за них и не рассматривается прогрессивность налогов. Если бы было реорганизовано социальное страхование и страхование здоровья, то тогда можно было бы говорить о настоящих прогрессивных налогах», — пояснил Лазутка. Еще одно важное решение рабочей группы — это предложение тесно связать взносы и выплаты Sodrа. Тогда было предложено базовую пенсию перенести в госбюджет и финансировать по повышенному тарифу подоходного налога и тем самым сократить взносы в Sodra. «Мы предлагаем платежи Sodrа, связанные с пенсией по старости, связать с выплатами, чтобы между ними была более тесная связь. Базовую пенсию получают все, а дальше размер пенсии зависит от размеров доходов и взносов в Sodrа», — утверждал еще в 2013 году Якялюнас. Лазутка заверил, что до сих пор у правительства нет четкого плана, как будет увеличиваться финансирование базовой пенсии из госбюджета и вместе с тем сокращаться финансирование из Sodrа. «Поясняется, что эта часть будет увеличиваться при росте экономики. Но для того, чтобы экономика росла, нужно увеличивать другие расходы, индексировать зарплаты работников общественного сектора, пенсии. Мы рассматривали этот вопрос, тогда категорически предложили, но в принятых законах этого не осталось», — сказал Лазутка, отметив, что было предложено ввести потолок Sodrа. «В социальной модели также есть предложение ввести потолок Sodrа, и оно было принято, правда, пока этот потолок очень высокий. Потолок должен быть ниже, потому что тогда останется связь между тем, что платят и что получают», — уверен профессор.