Литовские профсоюзы возобновляют протесты
Профсоюзы работников просвещения возобновляют протесты в Литве, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 18 июля. «Клерки Министерства соцзащиты и труда, представившие правительству для рассмотрения законопроект о зарплатах работников государственных и муниципальных учреждений, полностью проигнорировали замечания и предложения, представленные профсоюзами работников просвещения», — отметили в профсоюзах. В связи с этим уже 19 июля у здания правительства будет проведён первый протест. Сотрудники Министерства соцзащиты и труда ответили на предложения представителей педагогов формально, не углубляясь в суть, сказав, что власть страны уже приняла политическое решение по поводу изменения зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, и никто не собирается менять или корректировать это решение. Эксперты профсоюзов выделили семь причин, по которым этот закон, по их словам, нельзя применять в государственных и муниципальных учебных заведениях. Первая причина — в отличие от бюджетников, по отношению к которым применяется штатная зарплата, учителям выплачивается часовая-тарифная зарплата, которая фактически обуславливает более короткую рабочую неделю и меньшую зарплату. Значит, после применения закона по отношению к педагогам зарплата большинства работников просвещения по-прежнему будет меньше установленного государством минимума. Вторая причина — новый закон предусматривает, что размер зарплаты руководителей государственных и муниципальных учреждений будет зависеть от числа работников учреждения. Такая установка значительно повысит желание руководителей учреждений общего и неформального обучения принимать на работу как можно больше работников, выделяя им очень мало уроков и устанавливая маленькие зарплаты. Третья причина — в отличие от бюджетных учреждений, все учебные заведения полностью или отчасти финансируются из ученической корзинки, а это напрямую связывает размер фонда зарплат, выделяемого учреждению, с числом учащихся детей. Это негативно отразится на меняющейся части зарплаты педагогов, которая фактически зависит не от качества и результатов их работы, а от суммы денег, выделяемой на зарплаты. Четвертая причина — за весь период независимости Литвы не была создана надежная и объективная система оценивания качества работы педагогов, поэтому нет возможностей дифференцировать зарплату педагогов в зависимости от качества их работы. Ныне действующая система контроля над деятельностью педагогов и учителей также ориентирована не на оценку качества, а на оказание помощи. Если говорить о результатах работы педагогов — знаниях и способностях учащихся — все соглашаются с тем, что они большей частью зависят от усилий самих учащихся, поэтому их наличие или отсутствие не может обуславливать размер зарплаты педагогов. Пятая причина — в ныне действующем порядке оплаты работы педагогов предусмотрены несколько процедур по согласованию зарплаты с представителями работников, а в новом законопроекте предусмотрено лишь обязательство учитывать мнение представителей работников при установлении размера зарплат. Таким образом, применение закона по отношению к педагогам значительно ухудшит ситуацию социального диалога в учебных заведениях, чего не должно допустить принятие новых правовых актов. Шестая причина — во время переговоров с правительством и Министерством просвещения и науки по поводу окончания забастовки профсоюзы работников просвещения договорились о том, что с 2 января 2017 года будут ликвидированы «веточки» служебных коэффициентов зарплаты педагогов, а новый закон, который вступит в силу именно в тот день, не только предусматривает применение упомянутых «веточек», но фактически узаконивает еще одни «веточки» — переменную часть зарплаты, которую по своему усмотрению могут регулировать руководители учреждений. Последняя, седьмая причина — в переговорах с правительством и Министерством просвещения и науки по поводу окончания забастовки оба этих учреждения приняли обязательство подготовить долгосрочную программу по увеличению зарплаты педагогов. Аналогичное соглашение было достигнуто и в переговорах с Министерством просвещения и науки по поводу коллективного договора сферы просвещения. Но применение нового закона по отношению к педагогам преграждает путь к подготовке перспективной программы по увеличению зарплат, что недвусмысленно было изложено в документах Министерства соцзащиты и труда и Министерства финансов, адресованных профсоюзам работников просвещения.