Переворот в Габоне, которого никто не ожидал, перерисовывает африканские пограничные рынки
Переворот в Габоне, отстранивший от власти ключевого союзника Франции в Африке, потряс инвесторов в облигации, дестабилизировав ситуацию в одном из немногих международных заемщиков региона
Августовское смещение многолетнего президента Али Бонго привело к рекордному падению долларового долга Габона и быстро привлекло внимание рынка к тому, кто может стать следующим. Убытки перекинулись на соседние страны, такие как Камерун и Республика Конго, где стареющие правители возглавляют страны-экспортеры нефти, связанные валютным союзом.
Фото: bloomberg.com
На самом деле распродажа оказалась всего лишь вспышкой: премии по долговым обязательствам Габона, Кот-д'Ивуара и Сенегала в течение нескольких недель снизились до уровней, наблюдавшихся до захвата власти военными. Тем не менее, переворот в Габоне открыл новую линию разлома на рынке облигаций, который раньше мог спокойно смотреть на потрясения в сахельских странах, таких как Нигер, Чад и Мали – группе государств с более низким уровнем доходов, не имеющих непогашенных еврооблигаций.
«Именно поэтому переворот в Габоне был столь неожиданным, и именно поэтому рынок немного нервничает по поводу переворотов в других африканских странах, где правители очень долго находились у власти и режимы которых до сих пор казались стабильными», – заявил Карлос де Соуза, управляющий средствами на развивающихся рынках в Vontobel Asset Management AG в Цюрихе.
Вердикт инвесторов важен, поскольку мировые рынки могут стать спасательным кругом для правительств, испытывающих финансовые затруднения. Однако аппетит к рискованным активам сейчас ослабевает, что грозит еще большим давлением на политическую обстановку в некоторых регионах Африки, которая и так уже стала нестабильной. Угрозы стабильности на континенте остаются в центре внимания инвесторов: на этой неделе военная хунта Буркина-Фасо заявила, что предотвратила попытку государственного переворота, а в Республике Конго появились слухи – впоследствии опровергнутые – о свержении правительства.
Держатели облигаций избежали худшего, поскольку рост цен на нефть стал защитой от заражения. Угроза введения региональных санкций против Габона также отступила, а его новое руководство пообещало выполнить долговые обязательства страны и увеличить инвестиции в экономику, ВВП которой на душу населения выше, чем в Южной Африке. Долларовый долг Габона резко упал после того, как солдаты захватили контроль над страной, в результате чего доходность по облигациям с погашением в 2025 году достигла 20%. С тех пор она снизилась до 14%, приблизившись к среднему уровню этого года, составляющему около 11%.
Фото: warfiles.ru
По мере ослабления нервозности в связи с региональными последствиями недавние показатели одиноких международных облигаций Республики Конго мало отличаются от более широкого снижения индекса долларовых долговых обязательств развивающихся стран, которые с 30 августа снизились примерно на 3%. Долларовые ценные бумаги Камеруна в количестве 2025 штук за тот же период мало изменились на неликвидных торгах.
«Африканские облигации в среднем демонстрировали хорошие показатели за последний месяц, однако облигации таких стран, как Камерун и Республика Конго, в последнее время пострадали, поскольку некоторые инвесторы усматривают в них сходство с Габоном», – сказал де Соуза, в портфель которого в Vontobel входят долговые обязательства Габона и Камеруна.
За последние три года в Африке произошло девять переворотов, в основном вызванных растущей нестабильностью в Сахеле. Однако в Центральной Африке проблемы иные – богатые нефтью соседи Габона – Камерун, Республика Конго и Экваториальная Гвинея – управляются стареющими диктаторами, которые обогатились сами, оставили свой народ в нищете и не смогли диверсифицировать экономику.
«Ухудшение состояния государственных финансов наряду с другими проблемами, включая сокращение резервов, усилит страх перед военным захватом, преследующий рынки. Ставки заимствования, которые они могут получить на рынке еврооблигаций, были запредельно высокими. Страны Центральной Африки в течение некоторого времени боролись с большой долговой нагрузкой и дефицитом как бюджета, так и текущего счета», – считает Талия Петоусис, портфельный менеджер кейптаунской компании Allan Gray, которая помогает курировать ее фонд африканских облигаций.
Фото: mykaleidoscope.ru
В то время как рынок изучал уязвимые места в регионе, компания Jupiter Asset Management Ltd. обратила внимание на силу соседей Габона. 90-летний президент Камеруна Поль Бийя и 79-летний президент Республики Конго Дени Сассу-Нгессо правят своими странами уже более четырех десятилетий – такие династии, как габонская, по мнению большинства геополитических аналитиков, подвержены наибольшему риску свержения.
«Ралли цен на нефть привело к тому, что долговые обязательства Камеруна сейчас имеют действительно привлекательную цену и доходность. И инвесторы получают более чем достойную компенсацию за риски», – говорит Викрам Аггарвал, управляющий фондами с фиксированной доходностью в компании Jupiter, которая уже имеет возможность инвестировать в ценные бумаги западноафриканского государства.
Хотя Аггарвал избегает долгов Габона до и после переворота – особенно в связи с тем, что остаются вопросы о его программе с Международным валютным фондом, – он считает, что некоторые соседние страны несколько интереснее. И тот факт, что цены на нефть находятся на прежнем уровне, безусловно, выгоден Габону, Конго и другим близлежащим странам. Это приносит доллары в страну и облегчает выплату долгов. И если они находятся в сложном политическом положении – по крайней мере, с экономической точки зрения, – это дает им больше возможностей.