Экономист Селезнев объяснил, чем чреват ускоренный рост американского госдолга

Комментируя данные американской статистической службы, указавшей на ускоренное наращивание Соединенными Штатами государственного долга, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев отметил, что причиной этого процесса является хронический дефицит бюджета США.

«В 2020 году, на фоне пандемии дефицит бюджета составил 15 процентов ВВП, в последующие два года— 12 и шесть процентов ВВП соответственно. В нынешнем году бюджет снова будет дефицитным. Причем, расходы намного превышают налоговые доходы. Если перелома в доходах и расходах не произойдет, до конца года дефицит может превысить полтора триллиона долларов», - пояснил он.

Ранее американская статслужба обратила внимание, что госдолг США прибавил последний триллион долларов втрое быстрее предыдущего. «Если за предыдущий период к госдолгу прибавлялось примерно 3,6 миллиарда долларов в день, то в последние три месяца — 10,9 миллиарда», - указало ведомство. Таким образом, при сохранении текущих ставок в американской экономике и отсутствии новых крупных размещений понадобится еще 83 дня для достижения госдолгом отметки в 34 триллиона долларов.

В свою очередь Павел Селезнев обратил внимание, что особенно быстро американские госдолг начал расти в последние полтора десятилетия: «На войны в Ираке и Афганистане США потратили около 2,2 триллиона долларов. На ликвидацию последствий ипотечного кризиса 2008 года - еще около полутора триллионов. Расходы на борьбу с эпидемией коронавируса составили примерно 4,2 триллиона. Чтобы стимулировать развитие экономики, Соединенные Штаты используют налоговые льготы. Соответственно, снижение налогов, предпринятое президентом Дональдом Трампом, будет стоить американскому бюджету около полутора триллионов долларов в период с 2017 по 2027 год».

Собеседник «Свободной Прессы» убежден, что сбалансировать американский бюджет можно за счет повышения налогов: «Однако увеличение налогового бремени может привести к массовому банкротству населения и предприятий. Так, долги американских компаний составляют около 20 триллионов долларов, и еще 17 - долги домохозяйств, из них 12 триллионов – ипотека. Понятно, что увеличение налогов приведет к невозможности обслуживать эти долги, а, значит, и к тотальному экономическому кризису. И сократить расходы они тоже не могут. Если же сокращать расходы, значит, придется урезать финансирование бизнеса, медицинских программ, пенсий для ветеранов, продовольственных карточек и так далее. В таком случае, помимо социальных последствий это приведет к экономическому кризису. Поэтому единственный выход, который остается у американского правительства, состоит в наращивании долга, чем они и занимаются».

По оценке экономиста, перспектива роста госдолга до 50 триллионов к 2030 году вполне реальна: «При этом хочу отметить, что госдолг США — это, прежде всего, их внутренняя проблема. Основными держателями государственного долга являются ФРС Соединенных Штатов, само правительство, банки и корпорации. На внешних держателей приходится менее четверти его объема. Самый крупный держатель внешнего долга — Япония с 1,1 триллиона долларов, КНР с 0,9 триллиона и Великобритания с 0,7 триллиона. Так что основная масса госдолга США находится внутри страны, и это чисто американская проблема».

Для остального мира главным фактором, который может отпугнуть от доллара, является не сам госдолг, а долларовая инфляция, подчеркивает эксперт.

«Сегодня долларовая инфляция составляет менее четырех процентов, что вполне устраивает страны, пользующиеся долларом для международных расчетов. Надо помнить, что на доллар приходится около 80 процентов расчетов в международной торговле, около 60 процентов международных валютных резервов. Пока американскому правительству удается удерживать устойчивость своей валютной системы и доллар как инструмент международных расчетов сегодня вне конкуренции. На мой взгляд, пройдет не менее 20 лет, прежде чем ситуация изменится», - резюмировал Павел Селезнев.