На Ставрополье резкий рост стоимости топлива ведет к проблемам с севом озимых
Оптовая стоимость ГСМ в Ставропольском крае, как и во всей стране, этой осенью побила все рекорды. Основная причина такого явления ‒ двукратное сокращение с 1 сентября выплат нефтекомпаниям демпфера (разницы между экспортными ценами и ценами на внутреннем рынке). Об этом пишет «Российская газета».
Так на Ставрополье дела обстоят следующим образом: если в конце июля дизтопливо шло по цене 59 руб. за килограмм, то сейчас ‒ все 100 рублей. Рост ‒ целых 70%.
«Можно было бы предположить, что разница в 41 рубль ‒ это половина того самого демпфера. Но получается полная бессмыслица. А значит, эта причина была далеко не единственная. Из других видимых можно отметить еще две», ‒ заявил в интервью «РГ» член правления Российского зернового союза, депутат Думы Ставропольского края Петр Коротченко.
Первая причина в том, отмечает эксперт, что ежегодно на профилактику останавливаются некоторые НПЗ, и это всегда провоцирует небольшой сезонный дефицит в отдельных регионах. Однако в этом году, акцентирует внимание Коротченко, на юге РФ он был намного ощутимее.
«Во-вторых, государство в последнее десятилетие в условной конкурентной борьбе между железнодорожным и автомобильным транспортом стояло на стороне железнодорожников. В то же время были приняты различные административные ограничения работы автоперевозчиков, в том числе такие, как введение тахографов, «Платона», борьба с перегрузом. Сейчас же транспортные цепочки удлинились, в том числе из-за санкционных ограничений Запада, нам приходится транспортировать на большие расстояния, но существенно нарастить ЖД-перевозки в короткие сроки невозможно. При этом у железных дорог имеется своя пропускная способность, и составы ходят по расписанию. Так что компенсировать автомобильными перевозками возросший спрос весьма проблематично. В отрасли не хватает 60 тысяч шоферов грузовиков ‒ это официальные данные. Автотранспортные компании обращают внимание, что машин у них сейчас больше, чем работников», ‒ указал Коротченко.
Наблюдаемая ситуация вызывает определенные проблемы как с завозом грузов (в том числе горючего), так и с доставкой зерна с востока Ставропольского края к морским терминалам ‒ на экспорт. Взлет цен на ГСМ, особо выделяет эксперт, еще больше усугубил проблему.
«Все причины сошлись в одной точке в одно время, и на рынке сейчас «идеальный шторм», ставший причиной еще большего, чем ожидалось, роста стоимости ГСМ. Нужно отметить, что ответственные лица, принимающие решения, выбрали для сокращения демпфера самый неудачный момент. Ведь еще не завершилась уборка сельскохозяйственных культур, а параллельно начинается сев озимых. В этих условиях рост цен на горюче-смазочные материалы на 50-70% приводит к огромным рискам для продовольственной безопасности нашей государства в следующем году», ‒ пояснил депутат Думы Ставропольского края.
Ситуация для сельхозпроизводителей усугублена тем, что 21 июля Минсельхоз РФ сообщил о приостановке рассмотрения заявок на льготное кредитование под сев, за счет которого аграрии приобретали топливо. В августе надежды на возобновление кредитования не оправдались, а теперь средств на дизель требуется в 1,5-1,7 раза больше.
Следует отметить, что доля ГСМ в структуре себестоимости агропродукции составляет 20-30%. И в данный момент времени, если стоимость дизтоплива сохранится на этом же уровне, цена всей сельхозпродукции к весне 2024 года вырастет минимум на 10-15% только по этой причине, констатировал Коротченко.