Солярный знак: почему дизель оказался в дефиците по всему миру
Цены на дизельное топливо бьют глобальные рекорды, по крайней мере если считать в сравнении с ценами на нефть. Похожая ситуация наблюдается сразу в нескольких уголках земного шара. Причинами топливного кризиса стали высокий спрос на дизель в Китае, а также введённый в начале этого года запрет на поставки этого нефтепродукта из России в Европу. Усугубили ситуацию закрытие множества нефтеперерабатывающих заводов в США и нестабильность цен на нефть. В России трудности не с производством дизеля, а с логистикой. В чём ещё причины топливного кризиса и удастся ли их решить – разбирались «Известия». Почему пропало дизельное топливо в 2023 году Нефть значительно прибавила в цене в последние несколько недель, достигнув отметки $83-86 за баррель. Однако ещё больше подорожали нефтепродукты, и прежде всего дизель. Маржа производителей этого вида топлива резко выросла. Согласно рыночной логике, рост цен должен привести к увеличению производства и выравниванию спроса и предложения. Однако сегодня такому сценарию препятствуют несколько «но», причём в каждом регионе мира есть свои особенности. Эксперты считают, что в ближайшие годы дизельный рынок будет штормить, поскольку он столкнулся с фундаментальными трудностями. Насколько подорожает дизель в США В США объём всех нефтяных дистиллятов, включая дизель, к середине августа сократился до 115 млн баррелей – на 18% меньше, чем в среднем за последние 10 лет. Показатель стал одним из худших за всю историю. На первый взгляд, ситуация не катастрофическая, и рынок можно было бы обеспечить за счёт производства нефтепродуктов. Однако в реальности интенсифицировать работу нефтеперерабатывающих заводов вряд ли возможно. Загрузка НПЗ в США составляет около 94%, что существенно больше среднего показателя за последние годы и является максимумом с 2015 года. Одновременно на историческом минимуме оказались и запасы бензина, что вынуждает производителей использовать немногие свободные мощности для производства именно этого продукта. Особенность американского рынка в том, что объёмы запасов дизеля здесь следуют за бизнес-циклами. Они сокращаются в период роста и восстанавливаются во время «паузы» в середине цикла, особенно сильный рост наблюдается в период рецессии. В этот раз паузы оказалось недостаточно, и если рецессии удастся избежать, то дефицит топлива может стать катастрофическим, а двукратный или даже трёхкратный рост цен – более чем реальным. Ещё недавно цены на дизельное топливо находились в пределах средних показателей (с поправкой на инфляцию), но теперь их взлёт практически предопределён. Какими будут цены на дизельное топливо в Европе В Европе ситуация с дизелем в прошлом году острой не была. Но в январе 2023 года санкции практически запретили европейским компаниям покупать нефтепродукты из России. В первые несколько месяцев европейцы скупали весь доступный российский дизель и сокращали закупки сырой нефти. Благодаря этому временно сложилась ситуация, похожая на происходящее с природным газом: хранилища были забиты под завязку, и дефицита в первый зимний сезон удалось избежать. На данный момент запасы достигли своего сезонного пика – 248 млн баррелей, однако этот показатель существенно ниже обычного для лета уровня. В ближайшие месяцы запасы будут быстро сокращаться, считают аналитики Wood Mackenzie. При этом восстановить их за счёт российских поставок уже не получится, хотя, безусловно, варианты с импортом через третьи страны будут всегда, но объём таких закупок ограничен. В 2023 году отказавшиеся от российской нефти и нефтепродуктов европейские страны были вынуждены перейти на более лёгкую арабскую нефть. Особенность этого топлива в том, что из неё получается существенно меньше дизеля. До сих пор частично замещать разницу удавалось за счёт Китая. Пекин в 2023 год резко увеличил экспорт нефтепродуктов – до 300 тысяч баррелей в сутки и зарабатывал на этом больше, чем от продаж на внутреннем рынке. В среднем европейцы переплачивали на 280 юаней ($39) за 1 т. Впрочем, уже осенью объём поставок из Китая может резко сократиться: в ближайшие дни правительство страны примет решение по экспортным квотам. При этом спрос на внутреннем рынке в Китае растёт на фоне больших расходов на инфраструктуру и на спаде в секторе жилищного строительства. Если Китай не сможет нарастить поставки за рубеж, то европейцев ждут несколько неприятных месяцев. Куда пропал дизельв России Россию сложности с дизелем тоже не обошли. На фоне кампании по сбору урожая сразу в нескольких южных регионах страны нефтепродукты оказались в дефиците. Сложности вызваны в первую очередь логистическими причинами: железные дороги загружены из-за разгара туристического сезона. Кроме того, свою роль сыграла и переориентация поставок угля с западного направления на восточное. Наконец, не улучшили ситуацию и ремонтные работы на ряде НПЗ. Положение усугубляет и отражение проблем на мировом рынке в целом. Хотя экспорт дизеля в Европу минимизирован, есть и другие покупатели российского топлива. В частности, Бразилия, ранее закупавшая дизель в США, сегодня переключилась на восток, увеличив импорт из России на 25% – до 235 тысяч баррелей в сутки. Что будет с дизельным топливом в будущем Как бы то ни было, но резкий рост цен на дизель вызывает сложности как у фермеров в разгар уборочной кампании, так и у перевозчиков. Ассоциация «Грузавтотранс» даже настаивает на ценовом сговоре топливных компаний и требует зафиксировать цены на уровне, который был до подорожания. Дальнобойщики допускают, что нынешнее положение дел на топливном рынке будет дополнительно давить на инфляцию. Кстати, эта проблема может возникнуть и в других странах. Достаточно вспомнить массовые забастовки водителей по всей Азии зимой-2021/22 годов, связанные как раз с сокращением поставок дизеля из Китая. В этот раз они могут прокатиться уже по всему миру. В чём фундаментальная причина дизельного дефицита? Она началась в США в 2020–2021 годах. На фоне обвального падения спроса во время пандемии и администрация Джо Байдена взяла курс на «зелёную» повестку. Нефтеперерабатывающие заводы по всей стране начали закрываться. В общей сложности было закрыто пять НПЗ, что привело к сокращению суммарных мощностей переработки на 5%. В 2021 году администрация требовала от нефтяников увеличить объёмы не только добычи, но и перегонки топлива, но те лишь пожали плечами. В нынешних обстоятельствах, когда власти поддерживают ESG-инициативы, ввязываться в дорогостоящий процесс строительства новых и расширения старых мощностей не хочет никто, особенно с учётом того, что и до этого момента нефтяной рынок был крайне волатильным и высокорисковым для переработчиков. Тем более никто не хочет вкладываться в переработку, когда есть немалые шансы, что через 7-10 лет она будет не нужна или, что куда более вероятно, столкнётся с недружественной политикой властей. При этом последний крупный НПЗ в стране был открыт в 1977 году. В этих условиях строительство нового объекта может потребовать больше времени и инвестиций, так как необходимого опыта и компетенций за прошедшие почти полвека стало меньше. Схожие проблемы наблюдаются и в Евросоюзе, где борьба со всеми видами ископаемого топлива ведётся ещё более жёстко. Запрет на импорт дизеля из России стал финальным штрихом к этой картине. Судя по всему, дефицит и дороговизна нефтепродуктов – это проблема, которая будет повторяться из года в год. Дмитрий МИГУНОВ