Китайские власти сообщили о рекордном ухудшении показателей внешней торговли
Экспорт Китая в июле упал на 14,5%. Об этом говорят данные Главного таможенного управления КНР. Июльские объемы достигли 282 млрд долларов.
Товарооборот Китая и CША за январь-июль 2023 года сократился более чем на 15% в годовом выражении, составив около 382 млрд долларов. Экспорт в Соединенные Штаты упал на почти 19% — 282 млрд. США продали Китаю товаров почти на 100 млрд — это меньше на 5%, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки из Китая также снизились в ЕС — на 21%, и в государства АСЕАН — примерно на 21%. Страны АСЕАН, ЕС и США — главные торговые партнеры Китая.
Комментирует кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета Андрей Губин:
Андрей Губин кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета «Это можно связать в принципе с реструктуризацией всей системы мирового хозяйства в связи с глобальным политическим кризисом, который назрел и сегодня происходит. Идет перестройка производственно-сбытовых цепочек, логистических схем в том числе, и изменение системы расчетов, отказ от использования американского доллара и некоторых американских платежных систем со стороны Китая и его партнеров. Также это связано с тем, что Китай больше внимания стал уделять другим рынкам. Если мне не изменяет память, то главный коллективный торговый партнер — это страны Юго-Восточной Азии, страны АСЕАН, на которые приходится основная часть товарооборота и инвестиций. Затем действительно следовали ЕС и США, но их доля постепенно снижается. Не очень быстро, но тем не менее определенный спад имеется. Это связано еще и с ограничениями, которые вводят США и их партнеры, и не только, кстати, из ЕС, и некоторые японские и южнокорейские компании также испытывают давление со стороны США и вынуждены отказываться от некоторых совместных инициатив, проектов, в том числе и инвестиционных, и технологических. США вводят ограничения прежде всего в сфере высоких технологий, в сфере производства микрочипов, продукции электронного назначения, разной промышленной и бытовой техники. Есть определенные запреты по автомобильной, по специальной технике и по компонентам, допустим, для самолетов. Для авиа, для космического, для судостроения также США существенно ограничили сотрудничество с КНР в данной области. Соответственно, ЕС делает абсолютно то же самое, и другие страны, еще раз повторю, повторяют американские действия, в том числе и из-за угрозы Вашингтона ввести санкции, это такая политизированная система санкций, когда они применяются к так называемым врагам или к противникам Америки».
Товарооборот между Россией и КНР вырос с начала года более чем на 36%. Согласно китайской статистике, КНР с января по июль ввезла в Россию продукции на 62,5 млрд долларов. Россия экспортировала в Китай на 71,5 млрд долларов.
Что происходит с китайской экономикой — рассказывает научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, профессор ВШЭ Александр Лукин:
Александр Лукин научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, профессор ВШЭ «Ситуация с экономикой не очень хорошая. Они надеялись, что, когда отменят ограничения по ковиду (что они сделали довольно резко), ситуация сразу же улучшится, но оказалось, что вроде бы, по статистике, не особо сильно улучшается. То есть рост не увеличивается. И, кроме того, там есть много других факторов. Сейчас как раз китайское правительство занялось проблемой, принимает ряд мер по улучшению инвестиционной обстановки и вообще улучшению работы бизнес-схемы. Встречаются с разными ассоциациями и спрашивают их мнение, облегчают въезд в страну для иностранных бизнесменов и так далее. Поэтому внутренние и внешние факторы так работают. Китай переориентируется на другие рынки, то есть на более дружественные страны, в том числе Россию. Для российско-китайской торговли это, с одной стороны, хорошо. Но в том смысле, что вся мировая торговля будет падать, с этой точки зрения это, наверное, не очень хорошо. Естественно, чем больше другие страны будут запрещать импортировать из Китая или экспортировать в Китай, тем больше он будет переориентироваться на другие рынки, в том числе российский. Хотя в целом российский рынок для него не очень большой, меньше 2% его общей внешней торговли, все равно для России это значительно».
Аналитики Reuters ранее обращали внимание, что Китай теряет свое значение в качестве рынка сбыта, в частности для немецких экспортеров. В первом полугодии экспорт в Китай составил около 6% от общего объема немецкого экспорта, это самая низкая доля с 2016 года. Ряд инвесторов и аналитиков считают, что юань теряет поддержку по мере того, как западные фирмы покидают Китай. В прошлом квартале приток средств в КНР упал до самого низкого уровня с момента начала учета 25 лет назад. Эксперты считают, что такое снижение связано с нервозностью компаний по поводу конкурентной борьбы и политических трений между Китаем и Западом.