Войти в почту

Алексей Зубец: Для российского экспорта худшие времена позади, рубль перестанет падать

Намедни Центробанк повысил ключевую ставку сразу на один процентный пункт, до 8,5% годовых. Заявленные причины повышения - активизация потребительского спроса, обострение дефицита рабочей силы, вероятность роста инфляции, ослабление рубля и повышение инфляционных ожиданий среди населения.

Алексей Зубец: Для российского экспорта худшие времена позади, рубль перестанет падать
© Российская Газета

В свою очередь, по мнению председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, потребительский спрос опирается на рост зарплат и быстрое расширение кредитования. Ресурсы для восстановительного роста исчерпываются, загрузка мощностей в экономике близка к максимальной. Все это привело к повышению прогноза по инфляции на нынешний год до 5-6,5%. И далее, по мысли председателя, кредитно-денежная политика нуждается в ужесточении: с учетом инфляционных рисков средняя за год ключевая ставка повышена до 7,9-8,3%, а на следующий еще более существенно - до 8,5-9,5% годовых.

То есть Центробанк оставляет за собой возможность дальнейшего повышения ставки для борьбы с перегревом экономики.

Однако может случиться так, что уже в нынешнем году возникнут все предпосылки не для повышения, а для понижения ставок.

Дело тут в запаздывании информации. Действительно, за последние несколько месяцев совпали факторы, которые свидетельствуют в пользу необходимости ужесточения денежно-кредитной политики. Собственно, на их фундаменте и было принято решение о повышении. Однако настроения на финансовом рынке быстро меняются, и вовсе не обязательно, что неблагоприятное сочетание сохранится в будущем. Рассмотрим эти обстоятельства последовательно.

Начнем с экспортных доходов, снижение которых стало одно из главных причин девальвации рубля, а она в свою очередь подтолкнула вверх инфляционное настроения, для пресечения которых, в свою очередь, Центробанк и поднял ставки. Данные с мировых рынков за последние несколько дней показывают, что практически все сырьевые активы развернулись в сторону роста. Это касается и российского нефтяного сорта Urals, который сегодня торгуется по ценам намного выше санкционной отметки в $60 за баррель. И это без учета дальневосточных и арктических российских сортов, на которые западные санкционные ограничения не распространяются вовсе из-за того, что для их перевозки европейские танкеры не используются.

Агрегатные индексы сырьевого рынка также растут. В большой степени это связано с позитивными новостями из Китая, который достаточно быстро восстанавливается, а это положительно влияет на прогноз китайского спроса на сырье. Так что есть все основания считать, что для российского экспорта худшие времена позади и недостаток валютных доходов больше не будет толкать рубль вниз, а инфляцию вверх.

Многое за последнее время сказано о низкой безработице и росте реальных зарплат, которые тоже - проинфляционный фактор. Да, действительно, безработица на рекордно низких уровнях, и реальная зарплата растет: в мае больше чем на 10%. Однако если учесть прошлогодний провал, накопленный рост по отношению к показателям двухлетней давности будет менее 2%. К тому же рост зарплат не носит фронтального характера. Среди наиболее востребованных групп работников он весьма существенный, а среди прочих - на уровне инфляции или около того. Вместе с этим мы не видим какого-то особо взрывного роста потребительской активности. Да, она восстанавливается, кое-где потребительские расходы даже превзошли в реальном выражении показатели двухлетней давности, но далеко не во всех сегментах рынка.

В целом россияне достаточно осторожно относятся к расходованию наличных средств, так что и с этой стороны опасения Центробанка скорее преувеличены.

То же самое касается и кредитования. Исследования, проводимые в Финансовом университете, свидетельствуют скорее о нежелании россиян брать кредиты. Опросы показывают, что сегодня уровень закредитованности населения если и выше, чем 2 года назад, то совсем ненамного. Спрос на валюту, который подскочил на фоне событий конца июня, очевидно, носил разовый характер и больше не повторится. Крупные суммы, выведенные за границу в связи со сделками по выкупу иностранного бизнеса в России - это тоже разовая история, которая вряд ли будет иметь продолжение.

Короче говоря, есть основания полагать, что Центробанк принял решение о повышении ставки под давлением стечения обстоятельств, которое не сохранится и не повторится в будущем. И уже к концу нынешнего года мы увидим не ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка, а движение в прямо противоположном направлении, которое будет рассматриваться и населением, и бизнесом, как положительный сигнал уверенности в будущем экономического роста.