Россия, теперь Венесуэла – ЗВР лучше выкинуть, чем хранить на Западе
Центральный банк Венесуэлы проиграл последнюю апелляцию в британском суде в деле о золотых запасах страны, хранящихся в Банке Англии.
«Правление Центрального банка Венесуэлы, контролируемое правительством президента Николаса Мадуро, в пятницу проиграло свою последнюю апелляцию по поводу золотых запасов страны на сумму 1,95 миллиарда долларов, хранящихся в подземных хранилищах Банка Англии», – сообщает Reuters.
По данным адвокатов, представляющих Центральный банк Венесуэлы, теперь дело будет передано в Высокий суд Лондона.
Напомним, Центральный банк Венесуэлы пытался оспорить предыдущее решение британского суда о том, что некоторые вердикты Верховного суда Венесуэлы не должны признаваться в деле о золоте.
Речь о государственных активах, которые Лондон, признав президентом Венесуэлы самозванца Хуана Гуайдо, фактически украл у страны. Кстати, у России та же ситуация. Наши активы на Западе также заморожены с началом СВО. Зачем было вообще нести им деньги? И есть ли смысл потом судиться с ними?
– Попытка Венесуэлы добиться справедливости в британском суде во многом наивна, – убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
– В целом, очевидно, что британские, равно как банки государств ЕС, а также США, кредит доверия потеряли. Решение о заморозке тех же российских активов в свое время выглядело резонансным и спорным с правовой точки зрения. Самое интересное, что теперь непонятно, что с этими активами делать, поскольку правовой базы для их конфискации попросту нет. Поэтому, варианта два. Первый – создать такую базу, попытки чего имеют место быть, но в этом случае вопрос легальности потенциально последующих за этим действий будет также спорным, поскольку принята она будет фактически задним числом. Второй вариант – разморозка активов, однако таким образом идеологи секционной войны признают свое поражение.
«СП»: Разморозка – это гипотетически реальный сценарий?
– Гипотетически разморозка может состояться, но только при кардинальной смене политической конъюнктуры. Однако сегодня говорить об этом преждевременно.
– Конечно, Венесуэла не могла выиграть изначально, – уверен профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических Андрей Манойло.
– Но дело не в том, что Венесуэла вдруг решила судиться именно в британском суде, а в том, что именно туда в свое время на хранение была передана часть ЗВР. И сейчас они хотят их вернуть, других вариантов у них нет. Сейчас они проиграли, но их ждет еще одна инстанция, и это не означает, что конечное решение британской юстиции будет именно таким.
«СП»: Зачем вообще хранить деньги в британских банках? Мазохизм какой-то. Понятно же, что ненадежно…
– Ну, это сейчас понятно, что ненадежно. А когда эти деньги туда перемещались, у людей, которые принимали решение, была иллюзия, что это, наоборот, самый надежный вариант. Потому что на родине в любой момент может произойти переворот, тех людей, что находятся у власти, в любой момент могут скинуть и отобрать все, что у них есть на территории страны. А активы за рубежом останутся. Видимо, поэтому и были иллюзии. У нашей элиты в отношении Лондона пару десятилетий тоже были такие же иллюзии. Туда выводили активы, открывали счета в банках, покупали недвижимость и делали заначки на «черный день» – на тот случай, если в России за ими придут опера и отберут все, что было «нажито непосильным трудом». Если при этом удастся бежать в Лондон – а с Британией у России нет договора о выдачи преступников, то у них все будет окей. Но они просчитались.
«СП»: Как вывоз активов в США и Британию характеризует страну? Многие страны коллективного Запада сами хранят ЗВР в США.
—Сам по себе вывоз ЗВР куда-либо страну не характеризует. Он характеризует элитные группы, которые находятся у власти и принимают решения. Это сейчас кажется наивно переводить деньги в британскую или американскую юрисдикцию. Но, когда эти решения принимались, ситуация была иной. И казалось, что хранить активы там гораздо надежнее, чем дома. И это не нечто из ряда вон выходящее, это распространенная практика. Вы правы, многие страны Запада тоже хранят ЗВР в США. Например, Германия.
«СП»: А можно ли представить себе, что ЗВР США или Великобритании находились в зарубежных хранилищах?
– Сложно представить себе такую ситуацию. Вот если бы роли поменялись, и на месте США была бы Германия, тогда только американские активы могли бы храниться в немецких банках. Но это же из области фантастики!
«СП»: Мы с нашими денежками на Западе тоже можем проститься?
—Ну, мы с вами точно не можем. У меня нет счетов на Западе, у вас, полагаю, тоже. Поэтому нам индифферентно, что Запад будет делать по отношению к тем, кто там хранит деньги. Что же касается тех активов, которые наш Центробанк умудрился разместить на Западе накануне начала СВО – я не берусь комментировать целесообразность этого решения – думаю, этих денег мы уже точно не увидим…
– Учитывая, что золотой запас все равно находится в британской юрисдикции, иного выхода у Венесуэлы не оставалось, – поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
– Ну, и политически Каракас может извлечь определенные дивиденды, продемонстрировав всему миру вероломство Лондона.
«СП»: Зачем вообще хранить деньги в британских банках? Хотя многие страны коллективного Запада сами хранят ЗВР в США…
– Венесуэла – периферийная сырьевая страна, где сильно прозападное либеральное лобби, с которым, в конечном счёте, ничего не смогли поделать социалистические правительства Чавеса и Мадуро. В данном случае ситуация очень напоминает Россию, которая тоже лишилась значительной части своих активов после начала СВО из-за того, что хранила их на Западе. Это общая проблема мировой экономики, где контроль над основными финансово-экономическими инструментами находится в руках Запада.
«СП»: А можно ли представить себе, что ЗВР США или Великобритании находились в зарубежных хранилищах? Абсурд же.
– Так устроена мировая экономика. Западные страны являются коллективными выгодополучателями этого устройства. Ситуация на самом деле возникла отнюдь не вчера. Капитализм возник на Западе и является инструментом его могущества и доминирования. Запад же диктует правила. Остальные в этой системе выживают и приспосабливаются.
«СП»: Британия и наши активы заморозила. А они не боятся потерять статус «тихой гавани»? Те же арабские шейхи могут решить, что завтра и их деньги уведут и вывести их, пока не поздно…
– Проблема в том, что альтернативы особой нет. Но чем больше западные страны будут злоупотреблять своей монополией, чем чаще другие игроки будут задумываться о нетерпимости такого положения.
«СП»: Европейцы тем не менее, пока не спешат конфисковывать наши активы. Боятся?
– Европейцы хотят придерживать Россию на коротком поводке, иметь ее как поставщика дешёвого сырья и рынок сбыта. В Европе сейчас экономический прагматизм борется с так называемой «политикой ценностей», и борьба идёт с переменным успехом
«СП»: Сколько всего российских денег и прочих активов находится на Западе? Есть ли шанс их вернуть?
– ЕС заморозил активы российского ЦБ на сумму более 200 млрд евро. Помимо этого, есть замороженные активы других компаний и частных лиц. Сейчас эти средства будут использоваться как элемент политического торга, но, чтобы их получить назад, от России будут требовать очень серьезных внешнеполитических уступок. Кроме того, ЕС рассчитывает восстанавливать Украину за счет России, при этом, с точки зрения Европы, желательно, чтобы сама Москва согласилась с таким решением. Пойти на прямой пиратский захват столь больших средств Европа пока не решается – слишком серьезный имиджевый удар получится.